7 месяц жизни ребенка

Малыш становится все более независимым. Самым любимым занятием для него является ползание по полу и обследование новой территории. При этом он открывает для себя все новые и новые вещи, которые нам кажутся привычными и обыденными. Но для ребенка все вещи представляют собой игрушки. Это связка ключей, кухонная утварь, различные щеточки и мочалочки, коробочки, шкатулочки, веник и т. д. При обследовании предметов малыш может ненадолго отвлечься на взрослого, подошедшего к нему, но затем вновь возвращается к своему прерванному занятию.

Физическое развитие

В шесть месяцев масса ребенка в среднем составляет 7800 г, увеличение массы тела за седьмой месяц — 600 г, а прибавка массы тела за семь месяцев жизни — 4900 г.

В шесть месяцев длина тела ребенка примерно равна 65–69 см, прибавка длины тела за седьмой месяц — 2 см, а прирост за семь месяцев жизни — 17 см.

Окружность грудной клетки у малыша в шесть месяцев составляет 40,5 см. За седьмой месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за семь месяцев — на 8,75–9,1 см.

Окружность головы в среднем у шестимесячного ребенка равна 40–41 см. За седьмой месяц она увеличивается примерно на 1 см, за семь месяцев жизни — соответственно на 7 см.

К концу седьмого месяца у ребенка может быть уже три зуба.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОТЬ

При укладывании ребенка на живот он опирается только на выпрямленные в локтевом суставе ручки. Если в таком положении ему показать игрушку на уровне глаз, то он попытается схватить ее одной рукой, перенеся вес своего тела на другую руку. При этом он может балансировать в такой позе больше двух секунд. Если же игрушку положить перед малышом, то он попытается дотянуться до нее, только вытягивая вперед одну руку. Продвинуться же вперед ребенок еще не способен. В более старшем возрасте он сможет ползти с опорой на три точки — коленки и одну из рук, тогда как другой рукой будет стараться дотянуться до игрушки.

В положении лежа на спине карапуз всегда держит ладошки перед лицом симметрично относительно туловища.

Ребенок самостоятельно хорошо удерживает предметы в руках. Учится сидеть без опоры и стоять с опорой.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На седьмом месяце вводятся упражнения для самостоятельного выполнения руками, занятия с кольцами. Для укрепления мышц спины и ног добавляются упражнения на ползание.

Гимнастика. В этом возрасте можно использовать следующие упражнения.

  • Скрещивание рук на груди с кольцами. Выполняется аналогично пассивному скрещиванию рук на груди, только вместо больших пальцев руки взрослого ребенку в ручку даются кольца. Взрослый же, держась за кольца, скрещивает и разводит ручки малыша в такой же последовательности (см. гимнастику в четыре месяца).
  • «Боксирующие» движения руками. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц».
  • Круговые движения руками. Исходное положение малыша — лежа на спине. Взрослый берет него за руки таким образом, чтобы ребенок обхватил его большие пальцы ручками. Затем руки малыша выпрямляются и выполняются круговые движения в области плечевых суставов. Упражнение можно повторить 4–6 раз.
  • Сгибание и разгибание ног. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц».
  • Поднимание выпрямленных ног. Выполняется пассивно при исходном положении ребенка лежа на спине. Взрослый обхватывает руками голени малыша сзади и поднимает его выпрямленные в коленях ноги вертикально, сгибая их в области тазобедренных суставов. Упражнение можно повторить 5–6 раз. «Скользящие шаги». Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц».
  • Самостоятельные повороты со спины на живот вправо и влево. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Четвертый месяц». Но на этом этапе взрослый придерживает малыша только за ноги, не трогая рук.
  • Выполнение положения «пловца». Это упражнение описано в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Четвертый месяц». Приподнимание туловища при поддержке за выпрямленные руки. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц».
  • Припосаживание. Выполняется из положения малыша лежа на спине. Взрослый берет ребенка за руки, дав ему захватить ладошками свои большие пальцы. Затем легонько тянет ребенка за руки. При этом малыш должен активно (то есть самостоятельно, при незначительной помощи) сесть.
  • Ползание. Исходное положение ребенка — лежа на животе. Перед малышом на небольшом расстоянии кладут игрушку. Взрослый подпирает ладонью своей руки стопы ребенка, сгибая при этом ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах. При таких условиях карапуз начинает ползти к игрушке.

Массаж. При выполнении массажа у ребенка на седьмом месяце используются приемы поглаживания, растирания, разминания, похлопывания.

Закаливание. Температура воздуха в помещении — 20–22 °С. Сон на воздухе при температуре от –15 до +30 °С. Продолжительность воздушных ванн — 10–12 мин. Умывание водой с температурой 20–24 °С. Общие ванны с температурой воды 36–37 °С в течение 5–6 мин с последующим обливанием водой температурой на 2 °С ниже (34–35 °С). Обтирания сначала «сухие» — фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи в течение 7–10 дней, затем «влажные» — водой с температурой 35 °С. Постепенно температура воды при обтираниях понижается до 30 °С.

Наступает очередной этап в обучении плаванию. Осуществляется свободное плавание, ныряние, ходьба в воде.

В теплое время года пребывание под рассеянными лучами солнца может составлять до 10 мин. При этом температура воздуха в тени не должна быть ниже 19–20 °С. После солнечных ванн можно проводить обливание водой с температурой 32–36 °С.

Примерный комплекс упражнений. Продолжительность занятия составляет 8–10 мин. Исходное положение малыша — лежа на спине.

Можно использовать упражнения, которые приведены в следующем списке.

  1. Массаж рук и ног с приемами поглаживания, растирания и разминания.
  2. Скрещивание рук на груди с кольцами.
  3. «Скользящие шаги».
  4. Поворот со спины на живот вправо.
  5. Массаж спины.
  6. Ползание.
  7. Массаж живота с элементами поглаживания.
  8. Выполнение положения «пловца».
  9. Круговые движения руками, можно с кольцами.
  10. Поворот со спины на живот влево.
  11. Приподнимание туловища при поддержке за выпрямленные вперед руки.
  12. Выполнение «боксирующих» движений руками.
  13. Припосаживание при поддержке за выпрямленные отведенные в стороны руки.
  14. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно («велосипед»).
  15. Припосаживание при поддержке за выпрямленные разведенные на ширину плеч руки.
  16. Поднятие выпрямленных ног при исходном положении малыша лежа на спине.
  17. Массаж стоп.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна примерно составляет 18,5 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 3 приема.

Зрительные ориентировочные реакции. Малыш уверенно различает людей: родных и близких, чужих и незнакомых. Восприимчив к разным выражениям лица людей.

Карапуз с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Узнает знакомые предметы, даже если они перевернуты вверх ногами, и пытается вернуть их в привычное положение.

Находясь на руках у взрослого, ребенок пытается изогнуться, запрокинуть голову и посмотреть на окружающее вверх ногами. Малыш начинает понимать, что предметы могут находиться друг на друге, даже если они кажутся на первый взгляд одним целым. Ребенок также начинает осознавать, что у предметов есть различные стороны, которые отличаются друг от друга, но все же являются частью одной детали. Поэтому малыш поворачивает плоские предметы (книжки, крышки от кастрюль) то одной, то другой стороной. И с таким же интересом рассматривает округлые предметы, ища у них стороны и углы. Малыш начинает понимать, что некоторые предметы могут изменять форму (ленточки, веревочки, бумага), а некоторые имеют двигающиеся части (колесики, кнопочки, рычажки).

Слуховые ориентировочные реакции. В поисках источника звука малыш может поворачиваться в положении сидя. Подражает последовательности из нескольких звуков. Ребенок подолгу слушает разговор родителей, играя при этом самостоятельно. Малыш постепенно начинает различать и реагировать на свое имя.

Восприимчив к различным оттенкам голоса и интонации произносимой речи. При этом он даже пытается воспроизвести интонацию и мелодичность услышанной речи.

Эмоции. Эмоциональная окраска присутствует постоянно во время общения с малышом. Ребенок реагирует на обращение к себе, копирует настроение окружающих и даже может сам активно поучаствовать в общении при помощи звуков, интонации и жестов.

Улыбка малыша становится дифференцированной: он улыбается знакомым лицам, а на чужие реагирует не сразу.

Движения руки и действия с предметами. Активно играет с игрушкой: громко стучит ею, вращает, размахивает, бросает. Тянется ручками к предметам и игрушкам, которые находятся на расстоянии. Мелкие предметы малыш пытается захватить всеми пальцами руки.

В игре обычно использует обе руки одинаково.

Общие движения. В положении на спине поднимает ноги вверх, трогает ручками ступни. В положении на животе, опираясь на одну ручку, пытается дотянуться другой рукой до игрушки.

Карапуз хорошо ползает на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.

Пытается сесть самостоятельно. Кратковременно сидит самостоятельно, но в основном опираясь на подушку или на руку.

Подготовительный этап понимания речи. Малыш уже понимает вопрос «где?». В ответ на него ищет и находит глазами предмет, расположенный все время на одном определенном месте и четко названный взрослым.

Подготовительный этап развития активной речи. Ребенок подолгу лепечет — произносит отдельные слоги: «ба», «ла», «ка», «та», «ва». Малыш учится управлять интонацией собственного голоса.

Ребенок произносит несколько звуков на одном дыхании. Может издавать «зовущие» звуки, пытаясь привлечь к себе внимание.

Навыки и умения. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки при помощи взрослого.

ОБЩЕНИЕ

У ребенка появляется так называемая «рабочая» память. Исчезнувшие из поля зрения малыша предметы не исчезают для него, а продолжают существовать, остаются для него интересными.

Однако не появляющихся в течение длительного времени людей ребенок забывает, а при появлении их снова поначалу относится как к чужим.

Игра в прятки становится одной из любимых потех для малыша. Любит играть в «поймай меня» или «тю-тю-тю». Протестует, если остается в одиночестве. Отзывается на призывы взрослого «дай ручку», «давай поиграем в ладушки».

Если ему необходимо привлечь к себе внимание, он может подергать за руку или одежду, указывает рукой на заинтересовавший его предмет и произносит разнообразные призывные звуки.

Малышу очень нравится играть со взрослыми. Одной из любимых игр становится та, где нужно поочередно брать и возвращать предметы.

Малыш по-прежнему относится с недоверием к незнакомым людям. Если незнакомый человек продолжает находиться рядом с малышом, он довольно длительное время будет стесняться.

ВОСПИТАНИЕ

Нужно стремиться вызвать у ребенка желание подражать произносимым взрослым слогам и про­стым словам. Например, «дай», «ба-ба», «ма-ма», «на». Нужно продолжать много разговаривать с ребенком, рассказывать ему о предметах, возможных действиях с ними. Лучше комментировать все производимые вами манипуляции, даже если они кажутся вам простыми и понятными. Ребенку необходимо показывать и называть игрушки, картинки, вещи, растения, животных и т. д.

Игрушки малыша должны быть красочными, звучащими, разнообразной сложности. Это могут быть говорящие куклы, звери, машинки, телефоны с крупными кнопками и разными мелодиями, крупные пирамидки из 2–3 колец, коробочки, формочки и т. п.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Включите малышу ритмичную музыку. Пусть он немного подвигается и «потанцует» вместе с вами.

Показывайте ребенку книги с крупными контрастными красочными картинками. Желательно, чтобы они были с картонными страницами — так книга «продержится» дольше. Подобную книгу можно сделать и самим, вырезав из журнала или распечатав на принтере крупные изображения машины, ребенка, собаки, кошки, птицы, куклы, предметов одежды и т. д. Если вы оставите внизу под изображением место для написания слогов, то эта книга в последующем пригодится при обучении малыша чтению.

Продолжайте подводить малыша к зеркалу. Но теперь покажите ему не только его и свое отражение, но и отражение тряпичной куклы, игрушек.

Разнообразьте арсенал игрушек малыша такими, которые реагируют на его действия: пищат при сжатии, выскакивают при открытии, издают музыку при нажатии на кнопку и т. п.

Дайте малышу небольшой мячик (но такой, чтобы он не мог засунуть его в рот) и детское ведерко или кастрюлю. Покажите ему, как мячик падает в емкость, если его отпустить. Кроме того, при падении мяч издает необычный звук, что заинтересует малыша. Он будет бросать мяч снова и снова.

Спрячьте игрушку ребенка под одеяло, и пусть он ее найдет. Похвалите его, когда он проделает это. Сначала помогайте ему в поисках.

Можете дать малышу «порисовать» пальчиковыми красками. Это можно делать на большом листе бумаги, расстеленном на столе. В качестве «холста» могут подойти старые обои, оставшиеся после ремонта. Можно поступить проще — дать малышу порисовать прямо на кухонном столе фруктовым, овощным пюре или кашей. Малыш может окунать в «краску» как пальчики, так и всю ладошку. Покажите ему, как это делается, как рисовать пальцем и оставлять отпечатки ладошек.

Питание

Количество кормлений составляет примерно 5 раз в сутки с интервалом в 4 ч. Продолжается постепенное введение прикорма.

Начинать лучше с безглютеновых каш — рисовой, гречневой, кукурузной. Сначала кашу следует готовить полугустой и на половинном молоке. Лучше готовить ее самим дома, сварив из крупы и затем измельчив в кухонном комбайне или блендере. Постепенно количество каши увеличивается до 50–100 г в день. Затем ее можно готовить густой и полностью на молоке. Молоко также можно добавлять в овощное пюре. Позже можно добавлять в кашу небольшое количество сливочного масла (1–4 г).

После привыкания к каше вводится творог. Постепенно его количество доводится к концу месяца до 30 г. Лучше применять творог домашнего приготовления. Его несложно сделать самостоятельно из молока и кефира, измельчив затем в блендере до пюреобразного состояния. Можно также использовать специальный творожок для детского питания в соответствии с возрастом ребенка.

Оптимальным для малыша будет продукт, приготовленный из натурального молока и без добавления разнообразных красителей, наполнителей, загустителей, ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов и т. д. Лучше, если это будет очень свежий творожок, то есть сегодняшний, а также если срок годности у него будет небольшим — тогда он действительно «живой» и натуральный. Упаковка должна быть герметично закрыта, без повреждений и храниться в холодильнике магазина при температурном режиме, рекомендуемом производителем.

Количество фруктовых соков на седьмом месяце должно составить 50–60 мл в день, фруктового пюре — 50–60 г, овощного пюре — 150 г, растительного масла — 3 г.

На этом этапе можно давать ребенку мягкие овощи и фрукты кусочками, чтобы он ел их самостоятельно. Но только совсем немного.

Прививки

В семь месяцев плановые вакцинации не проводятся. Однако если по каким-либо причинам не была выполнена иммунизация на предыдущих этапах, то в соответствии с назначениями педиатра проводится вакцинация по индивидуальному графику.

Посещение врача

На этом сроке специального посещения врача не требуется. Однако если возникли какие-то вопросы, проблемы или нарушения в состоянии здоровья ребенка, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром или медицинской сестрой.

Итоги шестого месяца

Малыш все больше становится независимым и мобильным. Он перемещается по комнате, обследуя и изучая новое пространство. При этом он присматривается даже к мелким деталям. Ребенок научился концентрировать внимание и запоминать происходящее. Он начал реагировать на свое имя. Понимает вопрос «где?». Малыш все больше контактирует с окружающими при помощи звуков и жестов и принимает все более активное участие в общении.