6 месяц жизни ребенка

Шестой месяц является очень важным для развития малыша.

В этот период ребенок начинает быть более независимым от мамы, поскольку учится самостоятельно садиться, играть и передвигаться.

Теперь он значительно меньше времени будет проводить на руках у взрослого.

Физическое развитие

В пять месяцев масса ребенка в среднем составляет 7150 г, увеличение массы тела за шестой месяц — 650 г, а прибавка массы тела за шесть месяцев жизни — 4300 г.

В пять месяцев длина тела ребенка примерно равна 63–67 см, прибавка длины тела за шестой месяц — 2 см, прирост же за шесть месяцев жизни — 15 см.

Окружность грудной клетки у малыша в пять месяцев равна 39,25 см. За шестой месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за шесть месяцев — на 7,5–7,8 см.

Окружность головы в среднем у пятимесячного ребенка — 39–40 см. За шестой месяц она увеличивается примерно на 1 см, а за шесть месяцев жизни — соответственно на 6 см.

К концу месяца у ребенка может быть уже два зуба — нижних резца.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

При укладывании ребенка на живот он пытается упираться на выпрямленные в локтевых суставах ручки. При этом он продолжает энергично раскачиваться. Кроме того, малыш в положении лежа на животе может удерживать приподнятыми голову и конечности, опираясь на стол только туловищем (положение «рыбка»).

Чаще всего это происходит при попытке ребенка дотянуться до заинтересовавшего его предмета или игрушки. В этот момент доминирует сгибание конечностей, но оно является активным, в отличие от движений новорожденного. В момент поворота головка малыша активно наклоняется таким образом, что подбородок почти касается грудной клетки, а руки, сгибаясь, подтягивают туловище. Ноги сгибаются в тазобедренных суставах за счет сокращения мышц живота и таза, бедра при этом почти касаются живота. Завершается переворот сгибанием коленей.

В данный период также постепенно увеличивается способность опираться на ножки. Теперь малыша достаточно немного придерживать под мышки. Ноги ребенка при этом выпрямляются и несколько секунд удерживают вес тела.

Из положения лежа на спине малыш может подносить обе ручки к заинтересовавшему его предмету или игрушке и дотронуться до него, если, конечно, этот предмет поднести к нему поближе. Однако четкий захват рукой еще не сформирован — игрушки и предметы удерживаются неуверенно, могут выпадать при движении руками или если малыш отвлекается на другие объекты или занятия.

Во время попыток самостоятельно посидеть ребенок периодически заваливается в сторону или падает назад.

Поскольку ребенок стал более активно передвигаться, то, оставляя его в манеже, необходимо подумать о безопасности малыша в нем и убрать оттуда все твердые игрушки, особенно с выступающими частями. Упав на них, ребенок может довольно сильно ушибиться. Следует также периодически проверять целостность сетки и покрытия манежа, а также его устойчивость. Необходимо, чтобы малыш все время был в зоне видимости, даже если вы оставляете его в манеже. По этой причине лучше всего передвигать манеж за собой по мере выполнения домашних дел либо все дела выполнять возле манежа. Так будет спокойнее и вам и ребенку: вы будете все время видеть друг друга.

Если малыш остается играть на ковре на полу, то необходимо загородить все опасные места, куда он случайно может заползти: лестницу, острые углы, дверь в туалет и ванную. Нужно блокировать выдвижные ящики и открывающиеся дверцы шкафов, иначе ребенок обязательно все откроет и извлечет содержимое. Опасные жидкости и вещества (порошки, моющие средства, шампуни, косметические средства, лекарственные препараты и т. п.) должны быть надежно спрятаны в недоступном для малыша месте, лучше на высоких полках в ванной или туалетной комнате.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основы физического воспитания на шестом месяце аналогичны предыдущим и направлены на стимулирование самостоятельного удержания предметов в руках, развития чувства ритма, активного ползания и сидения. Комплекс занятий с ребенком остается прежним. Возможно некоторое увеличение длительности каждого упражнения. Интенсивность массажа сохраняется на том же уровне в виде поглаживания, растирания, разминания и легкого похлопывания.

Закаливающие процедуры аналогичны предыдущим. Длительность воздушных ванн увеличивается до 10–12 мин.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна составляет 19 ч в сутки. Дневной сон осуществляется уже в 3 приема. Ночной сон становится более продолжительным.

Зрительные ориентировочные реакции. Выражение лица ребенка меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Малыш с интересом рассматривает на улице окружающие предметы и людей. Однако в новом, незнакомом месте может испугаться. Карапуз выбирает взглядом любимую игрушку. Улыбается своему отражению в зеркале.

Слуховые ориентировочные реакции. Ребенок уверенно узнает маму и близких по голосу, эмоционально реагирует на знакомые голоса.

Различает интонацию обращенной к нему речи. Отчетливо находит глазами источник звуков в положении лежа. Прислушивается к тихим звукам, шепоту. В ответ на некоторые звуки смеется. Поворачивает голову в сторону взрослого, который произносит его имя.

Эмоции. Активно реагирует в ответ на обращение к нему.

Малыш может понимать отрицательные эмоции взрослых.

При «суровом» обращении к нему выражение лица ребенка становится унылым или удивленным.

Движения руки и действия с предметами. Хорошо и уверенно дотягивается до интересующего его предмета и хватает его. При этом движения малыша довольно точны. Берет игрушку из рук взрослого и уверенно удерживает ее в руке. При этом ребенок использует «клешневой» захват (большой палец противостоит остальным, то есть игрушка или предмет располагается в руке ребенка между большим и остальными пальцами). Пытается приспособить кисть под размер и форму предмета, который держит. Играя с предметом, малыш перекладывает его из одной руки в другую.

Стучит игрушкой по столу, полу или любой другой поверхности. Удерживая в руке одну игрушку, тянется второй рукой к другой и хватает ее. Держа в каждой руке по игрушке, стучит ими друг о друга.

При появлении же третьей игрушки, когда обе руки уже заняты, малыш затрудняется. Он не совсем осознает, что для того, чтобы взять еще одну игрушку, ему необходимо положить какую-нибудь из тех, которые у него в руках. В конце концов при попытках ухватить третью одна из игрушек случайно выпадает из руки малыша, и он может взять новую.

Общие движения. Малыш самостоятельно переворачивается со спины на живот.

Может довольно долго лежать на животе, опираясь на ладошки выпрямленных ручек. Лежа на спине, трогает руками колени.

Ребенок сидит при поддержке взрослого, опираясь на руки, при этом свободно поворачивает голову из стороны в сторону.

Устойчиво стоит на ногах при поддержке под мышки. Пытается самостоятельно ползать на животе, отталкиваясь руками и ногами. Может при этом кружиться на животе, описывая полукруги.

Подготовительный этап развития активной речи. Прогрессивно увеличивается количество произносимых звуков.

Малыш подолгу гулит, начинает лепетать.

Он повторяет отдельные звукосочетания, отчетливо говорит слоги «ма», «па», «ба», «да», произносит много согласных звуков («в», «з», «м», «н», «с», «ф», «ш»). В определенных ситуациях издает звуки «напряжения».

Навыки и умения. При помощи взрослого хорошо ест с ложки полугустую и густую пищу, захватывая ее губами.

ОБЩЕНИЕ

Кожа малыша постепенно перестает играть ведущую роль в познании мира. Теперь начинают преобладать зрительное и слуховое восприятие.

Ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета. К человеку же карапуз показывает интерес взглядом, голосом, пытается дотронуться, коснуться лица, подергать за волосы. Всеми доступными способами добивается того, чтобы его взяли на руки, покатали на себе, покачали. Чтобы избежать нежелательного события, малыш плачет и отворачивается, активно протестует. Расстраивается и плачет при прерывании понравившейся игры. И наоборот, пытаясь продолжить полюбившееся занятие, начинает двигаться, искать зрительного контакта со взрослым, издавать звуки.

С нарастающим интересом малыш рассматривает себя в зеркале и улыбается собственному отражению. Зеркало становится одной из его любимейших игрушек. Ребенок может, рассматривая себя, «говорить» со своим же отражением, улыбаться ему, гладить и даже ударять.

Ребенку становится необходимо человеческое общение, особенно общение с детьми.

Он с удовольствием играет со старшими братьями и сестрами, другими знакомыми детьми, откровенно радуется при их появлении. Примечательно общение двух малышей одного возраста. Они быстро подмечают и копируют действия друг друга: если весело и смешно одному, то радуется и смеется другой, если расстроен и плачет один, то тут же грустит и кричит другой.

В этом возрасте малышам очень нравится играть с шуршащей бумагой. Это могут быть газеты, книги, фольга, оберточная бумага. Детки с удовольствием мнут и рвут ее.

Нужно быть осторожными и не оставлять малыша одного с бумагой, поскольку он обязательно потянет ее в рот и может даже проглотить размоченный кусочек или подавиться им.

ВОСПИТАНИЕ

Малышу в этом возрасте нравится играть с несколькими предметами одновременно. При этом их должно быть приятно не только видеть, но и трогать. По этой причине излюбленными игрушками становятся мягкая резиновая игрушка-пищалка, кухонная посуда, ложки, ключи, звенящие кубики, мягкий тряпичный мячик из разных по цвету и текстуре кусочков ткани.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Для стимулирования самостоятельного сидения малыша без опоры на ручки усадите его, обложив подушками или одеялом, и положите перед ним кубики или другие игрушки. Чтобы поиграть с ними, ему придется освободить хотя бы одну руку, а в последующем — и вторую. Кроме того, вы можете поиграть с ребенком, поднеся к нему любимую или новую игрушку и перемещая ее из стороны в сторону в пределах его досягаемости. Малыш обязательно попытается потянуться к ней рукой, чтобы схватить, а это, в свою очередь, вынудит его некоторое время посидеть без опоры на руки.

Ребенок в этом возрасте довольно часто играет, лежа на животе на вытянутых руках и приподняв голову и грудь. При этом он периодически опирается на одну руку, пытаясь второй дотянуться до игрушки. Это очень утомительное занятие. Чтобы малышу было легче, ему под грудь можно подложить клиновидную подушку, которую легко сделать самостоятельно из поролона и лоскутов ткани. Так у ребенка освободятся руки, и он дольше сможет поиграть в любимом положении.

Для стимулирования самостоятельного передвижения и ползания необходимо, играя с малышом, класть любимую или заинтересовавшую его игрушку немного вдалеке таким образом, чтобы он не мог сразу дотянуться до нее рукой. Тогда ребенок будет всеми возможными для него способами пытаться добраться до игрушки. Если же вы не рассчитали и положили игрушку далековато, а малыш уже устал и сам не доберется до нее, то незаметно пододвиньте игрушку поближе, чтобы карапуз все же смог ее взять. В противном случае ребенок расстроится — и больше не будет играть в эту игру.

Для развития двигательной активности ребенка желательно некоторое время проводить в совместной игре на полу. Для этого постелите на пол мягкий, но не очень пушистый ковер. Усадите на него ребенка и сами сядьте рядом. Поиграйте с ним в любую подвижную игру. Малыш будет с удовольствием ползать, переворачиваться, двигать ручками и ножками, не ограничиваясь стенками манежа или кроватки.

Для развития общения ребенку полезно играть с ровесниками. Пригласите в гости такого же малыша, ходите вместе на прогулку.

На этом этапе можно с ребенком разучивать игру в ладушки.

Продолжайте играть в прятки. Спрячьте наполовину любимую игрушку малыша под одеяло. Ребенок обязательно потянется за видимой частью игрушки, схватит ее и достанет полностью. При этом он начнет понимать, что предметы продолжают существовать, даже если мы их не видим.

Питание

Количество кормлений в среднем уже может составлять 5 раз в сутки с интервалом в 4 часа. Увеличивается количество и ассортимент прикорма.

Когда ребенку исполнится пять месяцев, можно начинать вводить в рацион овощное пюре.

Овощное пюре можно приготовить из капусты, картофеля, моркови. Для этого овощ отваривается и затем измельчается в кухонном комбайне или блендере. Начинать необходимо с небольшого количества пюре — половины или целой чайной ложки.

Постепенно количество пюре доводится к концу месяца до 100 мл. После привыкания к чисто овощному пюре в него можно добавлять несколько капель растительного масла (1–3 мл). После адаптации малыша к нескольким видам овощей пюре можно делать из смеси этих овощей, чтобы разнообразить меню.

Количество потребляемого фруктового сока, а также фрук тового пюре на этом этапе увеличивается до 40–50 мл каждого.

Прививки

В этом месяце проводятся третьи прививки — АКДС-3 (против коклюша, дифтерии и столбняка) и ОПВ-3 (против полиомиелита) — через 45 дней после выполнения вторых прививок. Кроме того, проводится третья прививка против вирусного гепатита В — ВГВ-3.

Посещение врача

На этом этапе необходимо посещение педиатра для выполнения плановой иммунизации, а также оценки развития и состояния здоровья малыша.

Итоги шестого месяца

Теперь малышу не нужно опираться руками, чтобы сидеть.

К концу шестого месяца ребенок устойчиво сидит самостоятельно, без посторонней помощи и опоры на руки. Руки освободились для игры.

Он меньше времени проводит на руках или коленях родителей. Ребенок занят самостоятельной игрой, сидя в манеже, на полу или в детском креслице. Родители более свободны.