1 месяц жизни ребенка

В первые недели жизни ребенок адаптируется к новым условиям существования. Ведь совсем недавно он находился в тесном замкнутом пространстве, где ему было тепло, темно и уютно. Теперь же он попал в совершенно незнакомую обстановку с обилием света, звуков, пространства, подвижных и неподвижных предметов. Ему предстоит заново познакомиться с мамой, ведь он никогда ее не видел, а только помнит ее тепло и ритм биения сердца.

Физическое развитие

Средняя длина тела новорожденного составляет 50–54 см. Прибавка длины тела за первый месяц должна составить примерно 3 см.

Масса тела при рождении равна примерно 3500 г. Прибавка массы тела за первый месяц жизни ребенка должна быть в среднем 600 г.

Окружность грудной клетки у новорожденного — 32–34 см. За первый месяц она должна увеличиться на 1,25–1,3 см.

Окружность головы новорожденного равна в среднем 34–35 см. За месяц она должна возрасти примерно на 1 см.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Движения рук и ног новорожденного хаотичные, толчкообразные. В спокойном положении малыш пытается принять положение, к которому привык в течение пребывания в чреве матери: туловище согнуто, все конечности согнуты в суставах, голова лежит не прямо, а наклонена в сторону, ручки и ножки тесно прижаты к туловищу, кулачки сжаты, ладошка закрыта с прижатым большим пальцем. Если ребенка положить на живот, то общее согнутое положение сохраняется: локти и колени подтянуты к животу, таз приподнят. Малыш медленно поворачивает голову с одной щечки на другую.

Мускулатура малыша периодически напрягается, возникают подергивания. Причем у некоторых детей эти подергивания могут быть настолько сильными, что ведут к частому пробуждению и беспокойному сну. В таких случаях целесообразно перед сном пеленать малыша, в результате он не будет просыпаться от подергиваний. Мышцы ребенка «пружинят»: если отвести ручку или ножку и отпустить, она быстро вернется в исходное положение. Ножки ребенка пока еще не способны выдержать нагрузки, то есть он не может не только самостоятельно стоять, но и опираться на ножки даже с поддержкой. Ручками малыш тоже не может удержать какой-нибудь предмет или игрушку.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Регулярное изменение положения ребенка способствует развитию и укреплению мышц спины и шеи, а затем и самостоятельному удержанию головки в вертикальном положении. Кроме того, вертикальное положение активизирует перистальтику кишечника, что, в свою очередь, способствует профилактике болей в животике и препятствует возникновению колик.

Чтобы избежать косоглазия и деформаций головы, требуется часто менять положение ребенка в кроватке, укладывая при этом малыша головой то в один, то в другой ее конец. Таким образом, ребенок, просыпаясь, сможет следить за происходящим вокруг из разных положений.

В периоды бодрствования лучше одевать малыша в свободные распашонки и ползунки. На время сна, если малыш сильно машет ручками или ножками, можно использовать широкое пеленание.

Массаж. В конце первого месяца жизни ребенка можно начинать делать легкий массаж ручек, ножек, спинки, животика, стоп с приемами поглаживания и очень легкого растирания.

Процедуру можно повторить в другое время, когда у малыша хорошее настроение и при более комфортных для него условиях.

Закаливающие процедуры. К самым первым приемам закаливания, которые используют практически с первых дней жизни ребенка, можно отнести проветривание помещения, воздушные ванны и рациональное одевание малыша. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна быть комфортной, то есть около 22 °С. Воздушные ванны проводятся во время пеленания 2–3 раза в день. Сначала их продолжительность не должна превышать 1–2 мин. К концу первого месяца их длительность можно увеличить до 5–6 мин. Во время воздушных ванн можно делать массаж.

Прогулки на свежем воздухе в теплое время года можно практиковать уже в первые дни после выписки из роддома.

В холодное время года ребенка можно выносить на улицу лишь через две недели после рождения и при температуре окружающего воздуха не ниже –5 °С.

Если погода не подходит для прогулок, то можно просто поставить коляску с малышом на веранду.

Сначала длительность прогулки не должна превышать 15 мин, постепенно ее увеличивают до 1–1,5 ч. При низкой температуре воздуха к ножкам ребенка целесообразно приложить грелку (37 °С).

Ребенок должен находиться на свежем воздухе два раза в день.

Водные процедуры включают в себя ежедневные умывания, подмывания, купания. Это не только гигиенические мероприятия, но и наиболее эффективные методы закаливания организма. Температура воды при купании должна быть 36,5–37 °С. После купания ребенка нужно аккуратно вытереть полотенцем (при этом следует не тереть кожу, а просто промокнуть ее).

Мощным средством закаливания является обучение малыша плаванию. Эту процедуру можно выполнять как в бассейне детской поликлиники, так и в домашних условиях. Перед началом обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром и компетентным инструктором по обучению плаванию новорожденных. Если вы хотите учить ребенка плавать в домашних условиях, то нужно подготовить необходимые приспособления и предметы для плавания, обработать ванну и предметы, которые хотите использовать. На первом месяце жизни выполняются проводки по поверхности воды на спине и на груди.

Нервно-психическое развитие

Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная незрелость. В первые месяцы жизни нервная система развивается особенно быстро. Однако ее работоспособность еще мала, поэтому ребенок больше спит, чем бодрствует. Практически все, что делает новорожденный, он делает неосознанно (рефлекторно).

Психомоторное развитие ребенка происходит во время бодрствования, кормления, купания, гигиенического ухода.

Сон. Примерная продолжительность сна в сутки на первом месяце жизни ребенка равна 21,5–22 ч. Причем сначала не у всех малышей ночной сон длительнее дневного. Дневной сон осуществляется примерно в четыре приема.

Зрительные ориентировочные реакции. Зрение только что родившегося малыша несовершенно, он видит нечетко, не способен концентрировать взгляд. По этой причине его зрение можно оценивать только уровнем ощущения света. Малыш щурит глаза при ярком свете, при приближении к лицу движущегося предмета. При освещении глаз зрачки сужаются.

В дальнейшем зрительная система быстро развивается, особенно в первые месяцы жизни. Острота зрения растет, цветовые ощущения развиваются параллельно. В первые 10 дней у ребенка появляется осмысленность взгляда. К 10-му дню жизни малыш уже может удерживать в поле зрения движущийся предмет, осуществляя ступенчатое слежение (ребенок не плавно следит глазами за движущимся объектом, а переводит взгляд от точки к точке по траектории движения предмета). К 20-му дню он удерживает в поле зрения неподвижный предмет (например, лицо матери). В один месяц он может плавно следить за движущимся предметом, рассматривать лицо, фиксировать взгляд «глаза в глаза», а также смотреть на источник света. Ребенок перестает кричать, когда его берут на руки или при приближении лица матери. Лучше всего новорожденные видят на расстоянии 20–25 см от глаз.

Слуховые ориентировочные реакции. Малыш, которому уже исполнилось 10 дней, вздрагивает и мигает при резком звуке. Еще через 10 дней при резком и сильном звуке он, наоборот, успокаивается, настораживается. В возрасте одного месяца ребенок прислушивается к звукам и голосу взрослого, как бы «замирает» при этом. Младенец предпочитает материнский более высокий голос, а также низкие «утробные» звуки. Ребенок успокаивается, слушая музыку с постепенно ускоряющимся и замедляющимся темпом (например, классическую).

Эмоции. К 10-му дню жизни малыш может сознательно обрадоваться при появлении мамы или при звуке ее голоса. К середине первого месяца малыш уже может осознанно проявлять свои эмоции и при этом сопровождать их требовательным плачем, простыми звуками, сопением, кряхтением, «хрюкающими» звуками. В возрасте месяца появляется улыбка в виде ответной реакции на разговор взрослого. При резких звуках или ярком свете малыш пугается. При этом он «разбрасывает» ручки в стороны и плачет.

Общие движения. Малыш делает «роющие» движения у груди (то есть движения головой, а точнее ртом, в поисках соска матери, чтобы ухватить его губами и поесть). К концу месяца ребенок может удерживать голову при поддержке его вертикально, пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе.

У новорожденного есть некоторые двигательные рефлексы, которые легко проверить самостоятельно:

  • поисковый рефлекс — если ребенку погладить щечку, он поворачивает голову и ищет губами грудь или соску;
  • сосательный рефлекс — если малышу положить в рот соску, он автоматически начинает ее сосать;
  • защитный рефлекс — если прикрыть рот и нос ребенку, то он начинает вертеть головой в разные стороны;
  • хватательный рефлекс — если положить в руку ребенку любой предмет, то он обязательно его схватит (то есть сожмет ручку);
  • шаговый рефлекс — если малыша, поддерживая, поставить с упором на стопы и слегка наклонить вперед, то он будет совершать шаговые движения;
  • рефлекс ползания — если малыша положить на живот и при этом надавить положить на живот и при этом надавить рукой на подошвенную поверхность стоп, то ребенок попытается ползти.

Кроме того, новорожденные способны различать запахи: они отворачиваются при резких и сильных запахах.

Дети также различают вкус попадаемой в рот пищи. Им нравится сладкое, но они всегда отказываются от соленой, горькой или кислой пищи.

Малыши способны различать прикосновения. На первом месяце жизни дети получают впечатления через кожу. Они могут различать тепло, холод, мягкость прикосновений.

Подготовительный этап развития речи. Здоровый новорожденный обычно кричит, сообщая о своих проблемах или потребностях, причем кричит «во все горло». С этого мощного крика и начинается развитие речи. На этом этапе ребенок может произносить нечеткие звуки типа «а», «э», «ах», «эх», «ух».

ОБЩЕНИЕ

Новорожденный ребенок реагирует на свое состояние (голод, насыщение, жажда, боль), а также на окружающую среду (тепло, холод, звуки, прикосновения, свет).

Общение с ребенком на данном этапе заключается в способности угадывать по крику и беспокойству малыша его потребности и скорейшем их удовлетворении. И лишь только к концу первого месяца он сможет вознаградить вас за это более осмысленной улыбкой.

ВОСПИТАНИЕ

При общении с ребенком нужно как можно больше разговаривать, петь, включать музыку.

Нужно стремиться вызывать у малыша положительные эмоции при общении, сопровождая его поглаживаниями, ласками, приветственной мимикой, нежностью, поцелуями.

Все предметы следует подносить к нему на расстояние 20–25 см от лица, чтобы он мог их отчетливо увидеть. На такое же расстояние нужно наклонять свое лицо к малышу, чтобы он смог его хорошо рассмотреть. При этом лучше говорить, подмигивать, открывать рот, двигаться, улыбаться. Таким образом, ребенок сможет быстрее научиться устанавливать зрительный контакт с родителями.

Необходимо стимулировать развитие зрительного слежения и рассматривания. Для этого над кроваткой нужно подвесить игрушку на расстоянии 50–70 см от груди ребенка. Это может быть мобиль с яркими лентами, шарами, погремушками, колокольчиками. Желательно, чтобы при движениях ребенка игрушки звучали. Их можно медленно перемещать, звенеть ими. Они должны быть незатейливой формы, крупные, яркие, но немногоцветные, чтобы не утомлять малыша. Одну игрушку можно положить в кровать. Чтобы игрушки не надоели, целесообразно менять их каждые 4–5 дней.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Для развития рассматривания и длительного слежения можно медленно перемещать в разные стороны включенный фонарик, включать и выключать его. Для изменения цвета его можно обернуть в полиэтилен красного, затем желтого, затем зеленого и других цветов. Только не нужно светить фонариком прямо в глаза ребенку, это неприятно даже взрослому.

Для развития слухового внимания можно в качестве развлечения использовать игрушки с колокольчиками или бубенчиками, например прикрепить их к кроватке или к мобилю.

Можно также потанцевать с ребенком на руках под медленную, спокойную музыку. Вся движения должны быть плавными и раскачивающимися.

Для стимулирования развития кожной чувствительности необходимо поглаживать ручку и/или ножку малыша различными мягкими предметами. Сначала перышком, затем шелковой лентой, бархатным лоскутком, махровой тканью, мехом, губкой и т. п. В арсенале игрушек ребенка должна быть тряпичная кукла, сшитая из разнообразных материалов.

Чтобы малышу было интереснее изучать собственные ручки, можно надеть ему на руку яркий браслет из ткани или носок таким образом, чтобы ребенок его видел. Нужно также располагать ручки ребенка в поле его зрения. Рассматривать ручки малышу будет интересно к концу месяца.

Питание

Наиболее приемлемым считается режим свободного вскармливания — по требованию, то есть ребенка прикладывают к груди в то время и в таком количестве, какое он потребует, в том числе и ночью. При этом малыш сам устанавливает интервалы между кормлениями. Продолжительность пребывания у груди также определяет сам ребенок.

Таким образом, количество кормлений может составлять 8–10 раз в сутки и более.

Прививка

В первые 24 ч с момента рождения ребенку проводится первая вакцинация против вирусного гепатита В.

На 3–4-й день выполняется БЦЖ, предназначенная для профилактики туберкулеза.

В один месяц производится вторая вакцинация против вирусного гепатита В.

Посещение врача

В первые 1–2 дня после выписки из роддома малыша на дому посещают педиатр и участковая медицинская сестра (то есть выполняют патронаж). Врач осматривает малыша, оценивает его состояние, инструктирует мать по вопросам ухода за ребенком, вскармливания, воспитания.

Медицинская сестра при необходимости обучает мать уходу за малышом (туалету, пеленанию, прикладыванию к груди), контролирует соблюдение гигиенического режима и условий пребывания ребенка, рассказывает о температур­ном режиме в комнате, необходимых предметах ухода и одежде малыша, значении свободного пеленания, правилах стирки и хранения белья новорожденного, организации прогулок и т. д. Кроме того, она осматривает и при необходимости обрабатывает пупочную ранку, проверяет след от БЦЖ-вакцинации. Во время первого посещения мать также получает информацию о медицинских учреждениях, в которые следует обращаться для осмотров или при заболеваниях малыша.

В последующем на протяжении первого месяца жизни медицинская сестра будет еженедельно посещать малыша. При этом она проводит повторное обследование состояния здоровья ребенка, контролирует выполнение рекомендаций, отвечает на возникшие у матери вопросы, объясняет необходимость сохранения грудного вскармливания, обучает комплексу массажа и гимнастики, закаливающим процедурам, гигиене тела. Кроме того, медицинская сестра рассказывает о том, сколько ребенок должен прибавлять в весе, о профилактике срыгиваний, рвоты, вздутия живота, рахита и анемии. Медсестра также знакомит мать с расписанием работы участкового педиатра и других специалистов, сообщает о «дне здорового ребенка» и дате предстоящего посещения детской поликлиники для профилактического осмотра.

Первый раз на осмотр к педиатру в поликлинику следует идти, когда малышу исполнится месяц. При этом выполняются взвешивание, антропометрические измерения, оценка состояния здоровья ребенка. Кроме того, производится вакцинация.

Итоги первого месяца

Первый месяц жизни ребенка является адаптационным. Не стоит ожидать от малыша больших достижений в развитии.

Для этого необходима теплая, доброжелательная атмосфера в доме, комфортные условия для малыша и мамы, обеспечение полноценного ухода за ребенком, организация грудного вскармливания.