5 месяц жизни ребенка

Малыш продолжает с интересом изучать окружающий мир. Периоды бодрствования постепенно увеличиваются, и остается достаточно времени для игры. Ребенок исследует окружающие его предметы, хочет понять, что с ними можно делать.

Он пытается потрогать предметы, ощупать их, подержать, попробовать на вкус. Малыш довольно приветлив к людям, но уже четко различает «чужих» и «своих». Успокоить его могут только родители.

Ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений, то есть он начинает понимать, что определенные действия связаны с определенными предметами.

Физическое развитие

В четыре месяца масса ребенка в среднем составляет 6450 г, увеличение массы тела за пятый месяц — 700 г, а за пять месяцев жизни — соответственно 3650 г.

В четыре месяца длина тела ребенка примерно равна 61–65 см, прибавка длины тела за пятый месяц — 2 см, прибавка длины тела за пять месяцев жизни — 13 см.

Окружность грудной клетки у малыша в четыре месяца — 38 см. За пятый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за пять месяцев — на 6,25–6,5 см.

Окружность головы в среднем у четырехмесячного ребенка равна 38–39 см. За пятый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за пять месяцев жизни — соответственно на 5 см.

К концу месяца у малыша может появиться первый молочный зуб. Обычно это нижний резец.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

При укладывании малыша на живот он пытается активно использовать окрепшие мышцы, отвечающие за выпрямление туловища, поэтому голова и грудная клетка высоко приподнимаются над поверхностью. При этом ребенок упирается на раскрытые ладони, выпрямляет ноги и энергичными движениями раскачивает туловище. В положении лежа на спине малыш активно играет со своими ручками, берет их в рот, соединяет вместе.

Развились и окрепли передние мышцы шеи, что позволяет выполнять занятия по их активной рефлекторной тренировке (в положении на весу на спине). Поскольку малыш уже пытается самостоятельно садиться, то необходимо вводить упражнения по приподниманию туловища из положения на спине при поддержке за руки.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Выполняя занятия с ребенком, необходимо научить его самостоятельно удерживать предметы в руках.Кроме того, проводится подготовка к самостоятельному ползанию путем более продолжительного выкладывания на живот.

Гимнастика. На пятом месяце гимнастика может состоять из следующих упражнений.

  • Пассивное скрещивание рук на груди. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Четвертый месяц».
  • Сгибание и разгибание рук, выполнение «боксирующих» движений. Производится аналогично скрещиванию рук, но движения руками выполняются вперед и назад поочередно: правая рука вперед, левая — назад и наоборот.
  • Пассивное сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Взрослый обхватывает голени малыша таким образом, чтобы большие пальцы рук находились вдоль внешней поверхности нижней части голени ребенка, мизинцы легли поперек ступни, остальные пальцы разместились по задней поверхности голени. Выполняется поочередное, а затем и одновременное сгибание ножек малыша в тазобедренных и коленных суставах с последующим их разгибанием. Движения можно выполнять 6–10 раз.
  • Скользящие шаги. Малыша, поддерживая под мышки, ставят на стол спиной к себе, при этом немного наклоняют его вперед. Ребенок в таком положении выполняет рефлекторные ша-гательные движения.
  • Повороты со спины на живот при поддержке за руку (техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Четвертый месяц»).
  • «Парение» на животе и на спине.
  • Приподнимание головы и туловища из положения лежа на спине при поддержке за руки. Взрослый удерживает ручки ребенка за предплечья несколько выше кисти, давая малышу при этом обхватить ручками свои большие пальцы. Осторожно потягивая за руки, взрослый побуждает малыша сесть. Упражнение можно повторить 2–3 раза.

Массаж. Увеличивается количество используемых во время массажа приемов. Выполняется поглаживание, растирание и разминание рук и ног, поглаживание, разминание и похлопывание спины, поглаживание живота, растирание и похлопывание стоп.

Закаливающие процедуры. Объем закаливающих мероприятий и температурный режим остаются такими же, как и на четвертом месяце. Несколько увеличивается продолжительность воздушных ванн — до 8–10 мин. Если ребенка начали обучать плаванию, то наступило время для третьего этапа обучения. Предварительно необходимо проконсультироваться с педиатром и инструктором по плаванию.

Примерный комплекс упражнений

  1. Массаж рук и ног при исходном положении ребенка лежа на спине.
  2. Пассивное скрещивание рук на груди.
  3. «Скользящие» шаги.
  4. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
  5. Массаж спины.
  6. «Парение» на животе.
  7. Массаж живота.
  8. «Парение» на спине.
  9. Пассивное «боксирование» руками.
  10. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  11. Приподнимание туловища из положения лежа на спине при поддержке за руки.
  12. Поворот со спины на живот влево при поддержке за руку.
  13. Массаж стоп.
  14. Упражнения для стоп.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна составляет 19,5 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 3–4 приема. Малыш уже может довольно продолжительно спать ночью.

Зрительные ориентировочные реакции. Он радуется при появлении близких — мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев или сестер, размахивает при этом руками, издавая радостные звуки и активно двигаясь всем телом в меру своих возможностей. Причем наиболее бурно малыш проявляет эмоции при появлении родителей. При нахождении же рядом незнакомых людей он настораживается и нервничает. Он осматривается в новом помещении.

Ребенок с интересом рассматривает предметы, которые берет в руки.

Малыш с все большим интересом изучает свое отражение в зеркале. Сосредоточенно следит за медленно движущимся предметом глазами, поворачивая при этом голову. Внимательно наблюдает за всеми передвижениями мамы.

Слуховые ориентировочные реакции. Малыш хорошо узнает маму по голосу.

При разговоре переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Внимательно присматривается к объекту, издающему звук. Ищет глазами источник звука, поворачивая при этом голову. С любопытством изучает звуки, которые издает сам. Отмечает изменение звука при наличии во рту пальца или игрушки. Довольно часто малыш проявляет оживление, услышав ритмичную знакомую музыку.

Эмоции. Ребенок активно реагирует на обращение к нему. Он испытывает настоящее удовольствие от своей улыбки. Причем на этом этапе улыбка превращается в веселый смех.

В выражении радости от общения с родителями и близкими людьми принимает участие все тело ребенка, он «смеется» лицом и ручками. В этом возрасте малыш уже проявляет многообразие эмоциональных состояний: возбуждение и спокойствие, удовольствие и недовольство, счастье и несчастье, благосклонность и настороженность, радость и печаль, комфорт и страх и т. п.

Движения рук и действия с предметами. Берет игрушку из рук взрослого и уверенно удерживает ее в руке. При этом малыш использует всю кисть.

Кроме того, он перекладывает предмет из одной руки в другую. Тянется ручками к увиденному предмету или игрушке, уверенно хватает его, рассматривает и затем направляет в рот. Может дотянуться до предметов, расположенных на расстоянии вытянутой руки. Водит пальцами по поверхности игрушки, ощупывает предметы, свои руки, одежду. Может брать в руки и довольно небольшие предметы, например чайную ложечку.

Общие движения. Малыш уже может самостоятельно перевернуться со спины на живот.

Долго лежит на животе, опираясь на ладошки выпрямленных ручек. Лежа на спине, малыш захватывает руками свою стопу, играет с ней, подтягивает ко рту и сосет ее большой палец. Если потянуть за ручки, ребенок пытается сесть.

Может непродолжительное время сидеть без поддержки, опираясь на вытянутые вперед руки. Хорошо стоит на ногах при поддержке взрослым под мышки. Некоторые дети могут уже довольно хорошо ползать на животе, упираясь и отталкиваясь ручками и ножками.

При купании ребенок машет ручками и ножками, барахтается в воде при поддержке взрослого, бьет по ней руками, чаще сразу обеими, обрызгивая все вокруг. С удовольствием играет в воде с игрушками, изучает себя и свои части тела.

Подготовительный этап развития активной речи. Голосовые реакции становятся богаче. Малыш певуче и подолгу гулит, однако он не вкладывает смысл в произносимое.

Повторив за взрослым «ма-ма» или «па-па», он не отдает себе отчета в том, что так называются его родители. Сочетания произносимых ребенком звуков становятся более ритмичными: «ге-ге-ге», «мем-мем». Наедине с самим собой он оживленно «болтает». При хорошем настроении может «ворковать» и издавать радостные звуки.

Навыки и умения. При кормлении взрослым начинает есть с ложки полугустую и густую пищу.

ОБЩЕНИЕ

Теперь у малыша появляется ожидание многократно повторяющихся событий. Ребенок начинает по происходящему вокруг понимать, что его собираются покормить, и успокаивается еще до начала кормления. Обменивается со взрослыми выражением лица и звуками. Малыш все больше привязывается к окружающим его людям. Однако в той же мере нарастает и недоверие к чужим и незнакомым.

Мир ребенка становится разделенным на «своих» и «чужих».

К методам познания окружающего мира присоединяется и «исследование ртом». Малыш еще на протяжении длительного времени, изучая предметы, будет тянуть их в рот.

Ребенок отчетливо различает приятные и неприятные запахи.

ВОСПИТАНИЕ

Необходимо стимулировать исследовательские порывы малыша, которые он проявляет в виде хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания и сосания.

По этой причине игрушки должны быть максимально приспособленными для хватания и жевания, то есть прочными, хорошо моющимися и нетоксичными.

Они должны состоять из частей с разной фактурой, чтобы их интересно было ощупывать. Они также должны быть яркими и красочными, чтобы их было интересно рассматривать. Это могут быть разнообразные тряпочные игрушки (овощи, кубики, звери, грибы, куклы) и даже предметы быта (зубные щетки, бигуди, деревянные ложки, крышки от кастрюль, разнообразная небьющаяся кухонная утварь). Игрушки можно подвешивать над кроватью таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно до них дотягиваться, трогать, хватать, трясти.

При общении с малышом необходимо чаще называть части его тела, до которых вы дотрагиваетесь.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

К играм, проводимым с малышом ранее, можно добавить некоторые новые.

Дайте поиграть ребенку с домашней кухонной утварью. Особенно ему понравятся блестящие кастрюли.

Подносите малыша к большому зеркалу, чтобы он мог рассмотреть себя и вас полностью. Покажите ему, где ваше отражение, а где его.

Дайте малышу куклу-неваляшку.

Уже можно дать ребенку поиграть с кубиками. Удобнее, если они будут деревянными, небольшими (со стороной, примерно равной 4 см) и разноцветными (с красными, синими, зелеными, желтыми сторонами). Лучше сначала дать ему один кубик, чтобы он смог его хорошо изучить. После — дать еще один, чтобы он мог держать по одному в каждой руке, стучать ими друг о друга.

Положите пальцы малыша на свои губы и произносите звуки, которые он издает. Таким образом он сможет как бы «потрогать» звуки.

Можно предложить малышу поиграть с небольшими подушками разнообразной формы (валики, призмы, треугольники) и контрастной расцветки (с узором в полоски, крупную клетку). Их можно сшить самим или приобрести в магазине.

Во время игр или нахождения в манеже можно надеть на ребенка детский спасательный надувной круг. Таким образом он будет защищен от ушибов при самостоятельном передвижении.

Во время кормления можно дать малышу ложечку, а другой продолжать кормить его. Он хоть и не будет есть сам, но перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Кроме того, приобщится к процессу, что ему явно понравится.

Можно давать малышу во время кормления чашку. Удобнее всего небьющаяся поилка-непроливайка с двумя ручками. Каким бы образом малыш ни поставил ее на стол, она не прольется, а за две ручки ребенку намного удобнее держаться, чем за одну. Налейте туда немного воды, чтобы он не облился, если опрокинет сосуд. Вряд ли он станет сразу пить самостоятельно, но начнет приобретать навык.

Питание

Количество кормлений составляет примерно 6 раз в сутки с интервалом в 3,5 ч.

На пятом месяце увеличивается разнообразие фруктовых соков и пюре, которые дают малышу. Для их приготовления можно использовать яблоки, сливы, груши, персики, абрикосы, бананы. Можно готовить смесь соков и пюре из различных фруктов при их хорошей переносимости. На этом этапе ребенку дают по 30 мл различных фруктовых соков и пюре в день.

Прививки

На пятом месяце проводятся вторые прививки — АКДС-2 (против коклюша, дифтерии и столбняка) и ОПВ-2 (против полиомиелита) — через 45 дней от момента первых прививок.

Посещение врача

На этом этапе необходимо посещение педиатра для выполнения плановой иммунизации, а также оценки развития и состояния здоровья малыша.

Итоги пятого месяца

К концу пятого месяца малыш научился дотягиваться до заинтересовавшего его предмета и захватывать его.

Ребенок находится в начале пути по изучению предметов, понимания, что с ними можно делать, установления связи между предметами и явлениями. Малыш уже четко разделяет людей на «своих» и «чужих», все больше привязываясь к близким и с большей недоверчивостью относясь к незнакомым людям. У ребенка постепенно начинает формироваться чувство ритма.