9 месяц жизни ребенка

На этом этапе движения малыша становятся более умелыми, точными и энергичными. Он все лучше и лучше запоминает текущие события. Кроме того, довольно успешно справляется с возникающими простыми проблемами. Ребенок знает о предназначении многих предметов, и поэтому его действия теперь более целенаправленны: если он берет в руки колокольчик, то звонит им, чашку подносит ко рту, погремушкой трясет и т. д.

Физическое развитие

В восемь месяцев масса ребенка в среднем составляет 8950 г, увеличение массы тела за девятый месяц равно 500 г, а прибавка массы тела за девять месяцев жизни — 5950 г.

В восемь месяцев длина тела ребенка примерно равна 69–73 см, прирост за девятый месяц — 1,5 см, прибавка длины тела за девять месяцев жизни — 20,5 см.

Окружность грудной клетки малыша в восемь месяцев — 43 см. За девятый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за девять месяцев — на 11,25–11,7 см.

Окружность головы в среднем у восьмимесячного ребенка равна 42–43 см. За девятый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за девять месяцев жизни — соответственно на 9 см.

К концу месяца у ребенка может быть уже пять зубов.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

На этом этапе ребенок отрабатывает освоенные ранее движения. Он долго и разнообразно занимается игрушками. У малыша улучшаются функции кисти. Ребенок уже может сам вставать, подтягиваясь ручками за опору. А встав и продолжая держаться за опору, переступает ножками и медленно идет боком. Кроме того, он приседает, ложится на бок, поворачивается на живот. Малыш даже может сам садиться из положения лежа на спине. При этом он немного поворачивается на бок и отталкивается одной рукой от поверхности. Но долго самостоятельно сидеть он еще не может, поэтому предпочитает опираться на ручки, чтобы не упасть.

Он очень подвижен. Нет ни одного уголка в доме, куда он ни пытался бы попасть. В процессе передвижений малыш изучает пространственное соотношение предметов. При этом он узнает различные способы преодоления препятствий: что-то обползает, через что-то переползает, под что-то подползает, а что-то остается для него непреодолимым препятствием. По этой причине ребенка можно оставить одного на некоторое время только в кроватке или манеже, где есть достаточно прочные и высокие ограждения. В противном случае он ползком последует либо за вами, либо в любом другом интересующем его направлении. Кроме того, он может самостоятельно вскарабкаться на кресло или диван. Может даже попытаться забраться на спинку кресла, что довольно высоко и опасно, поскольку малыш может упасть.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На этом этапе продолжают совершенствоваться упражнения, освоенные в предыдущие месяцы. Закрепляется навык их выполнения при помощи речевой инструкции и жестов. Массаж выполняется с использованием все тех же приемов поглаживания, растирания, разминания и похлопывания.

Количество закаливающих процедур практически не изменяется относительного прошлого месяца, продолжительность воздушных ванн увеличивается до 15–20 мин. Наступает завершающий этап обучения ребенка плаванию.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна составляет в среднем 17,5 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 3 приема.

Зрительные ориентировочные реакции. Малыш с интересом следит за игрой в мяч. Ребенок уже узнает и знает предметы, их предназначение.

Слуховые ориентировочные реакции. Малыш пытается повторить услышанные новые звуки.

Эмоции. Ребенок «заражается» настроением от окружающих людей: если все смеются — смеется, если все грустят — плачет.

Малыш уже может выбрать себе любимую игрушку или одеяльце. Без этой вещи он не может заснуть, успокоиться. И если вдруг вы соберетесь постирать замусоленного любимца, то это может спровоцировать настоящую катастрофу в доме. Ребенок успокоится только тогда, когда получит любимца обратно, пусть даже и мокрого. После этого он довольно нескоро решится выпустить его из рук, поэтому будет носить за собой, обнимать, с ним садиться кушать, ложиться спать. И никакой новой и красивой игрушкой или одеяльцем нельзя будет заменить фаворита на протяжении очень длительного времени, порой даже нескольких лет.

Движения руки и действия с предметами. На этом этапе малыш совершает разнообразные действия с предметами руками: открывает и закрывает коробочки, катает машинки, гремит погремушкой, стучит игрушкой по игрушке и т. д. Ребенок также умеет хлопать в ладоши, махать ручкой «пока-пока».

Общие движения. Из положения лежа ребенок переворачивается со спины на живот, вращая при этом туловище.

Устойчиво самостоятельно сидит без опоры, поворачивает в сторону туловище, берет игрушки, оборачивается и смотрит назад. Уверенно ползает во все стороны. Используя упор на ладошки и коленки, успешно преодолевает препятствия на различных поверхностях. Стоя на ногах, пытается переходить от предмета к предмету, придерживаясь за них руками. Может вскарабкиваться на диван или кресло, на ступеньки.

Понимание речи. На вопрос «где?» находит разнообразные предметы вне зависимости от посто­янства их расположения.

Реагирует на свое имя постоянно и адекватно.

Малыш все больше понимает слов и может выполнять простейшие команды.

Подготовительный этап развития активной речи. Подражает звукам речи взрослых. Произносит, повторяя за взрослыми и подражая им, слоги. Малыш также начинает произносить простейшие слова в соответствующем контексте, то есть появляются первые простейшие слова-обозначения. Кроме того, малыш начинает ассоциировать слова с объектами.

Он открывает для себя, что может говорить очень тихо и шептать. При этом малыш слушает себя с напряженным вниманием.

Навыки и умения. Сам держит в руках сухарик, печенье или корочку хлеба, осмысленно направляет их в рот, пытается откусить кусочек.

В этот период малыш спокойно относится к высаживанию на горшок.

ОБЩЕНИЕ

Малыш уже различает близких людей и тех, кого видел редко или не видел вообще. Он не каждому позволит взять себя на руки, трогать или играть. Он отворачивается от чужих и даже плачет.

У ребенка нарастает интерес к тому, что делают взрослые. Он с любопытством следит за действиями домашних.

Ребенок уже хорошо запоминает происходящие события. Если его отвлекли от какого-то занятия или общения, он впоследствии возвращает взгляд к заинтересовывающему его прежде предмету или человеку.

Может и активно пытается противостоять непо-нравившимся запретам. Малыш еще не воспринимает всерьез слово «нет». И поэтому его нельзя оградить от опасности, например падения неустойчивого предмета, сказав, что это трогать нельзя. Вследствие этого необходимо в очередной раз произвести ревизию всех мест, куда может попасть ребенок. Нужно убрать все неустойчивые и бьющиеся предметы, спрятать электрические провода, удалить горшки с цветами, закрыть заглушками розетки, блокировать дверцы шкафов, спрятать мелкие, колющие и режущие предметы, средства косметики и бытовой химии, то есть спрятать все, представляющее потенциальную опасность для малыша.

Во время такой ревизии можно также подобрать предметы, которые могут послужить малышу в качестве игрушек, и разложить их по коробкам или корзинкам в местах, где чаще всего бывает ребенок. Это могут быть связка старых ключей, бигуди, старая трубка от телефона, ложки, крышки от кастрюль и небольшие кастрюли, пластиковые коробочки и мисочки, пластиковый дорожный набор посуды, воронки, разноцветные крышки для банок, неиспользуемый пульт от телевизора, заколки для волос и т. п. Малыш обрадуется этим предметам не меньше, чем новеньким игрушкам, а может, даже и больше.

ВОСПИТАНИЕ

На данном этапе воспитательные и обучающие мероприятия заключаются в подражании действиям, многократном повторении манипуляций или слов. Малышу необходимо научиться производить соответствующие каждому предмету действия (трубку телефона прикладывать к уху, машинку возить, кнопки нажимать), произносить слова соответственно ситуации (говорить «ба» когда что-то упало, «дай» и указывать на предмет, если чего-то хочется). По этой причине не забывайте все время разговаривать с малышом. Лучший способ — это комментирование всего, что вы делаете, при помощи коротких знакомых фраз.

Не следует также забывать все время поощрять малыша к движению.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Продолжайте играть с малышом в мяч. Теперь он уже сможет, отталкивая мяч от себя, возвращать его вам, пусть и не всегда очень точно. Игру можно разнообразить, увеличив количество играющих за счет других членов семьи.

На этом этапе малышу можно дать для игры пирамиду из нескольких крупных колец. Предварительно нужно показать ему, как эта пирамида разбирается и собирается.

Играя с ребенком с несколькими разными игрушками, попросите его дать вам одну из них. Похва­лите малыша, если он сделает это правильно.

Можно дать карапузу поиграть с обычными спагетти. Отварите их в небольшом количестве, остудите, выложите на большую тарелку и предоставьте малышу свободу действий. Это хорошо развивает мелкую моторику руки, осязание, ловкость и сообразительность.

Полезно для развития мышления и сообразительности поиграть с чудо-кубиком, имеющим различные отверстия, в которые вкладываются разнообразные простые фигурки (квадратик, треугольник, круг, полукруг и т. д.). Вариантов такого кубика в магазинах довольно много. Это не обязательно должен быть кубик, может быть и черепашка, и грузовичок, и крокодил и т. д. Такая игрушка развивает мелкую моторику, чувство формы, цвета, объема, учит решать простые задачи. Но не рассчитывайте на то, что малыш сразу же научится вкладывать все фигурки в соответствующие отверстия. Предварительно нужно довольно долго заниматься с ним, показывая и объясняя, что куда вставляется.

Еще одной игрой на сообразительность является доставание игрушек через отверстия в корзине. Продается много вариантов таких корзин: как стоящих на полу, так и подвешивающихся к креплению. Сложите туда несколько разных игрушек и покажите малышу, как их можно достать через отверстия. Вскоре ребенок с удовольствием будет сам это проделывать. Если же игрушка будет несколько не совпадать по форме с отверстием, то малышу придется подумать, как ее извлечь. В первое время нужно будет иногда помогать карапузу, но затем он научится справляться сам. Следует периодически менять сами игрушки и их количество.

Для развития пространственного мышления и двигательных навыков предложите малышу игру с про-ползанием под маленьким детским столиком, через большой валик от дивана, по узкому проходу между диваном и креслом. Периодически разнообразьте игру придумыванием новых препятствий, которые малыш может преодолеть. Радуйтесь вместе с ним, когда он успешно выполняет испытание, хвалите его.

Питание

Количество кормлений остается 5 раз в сутки, интервалы между ними могут быть 4–4,5 ч. Прикорм расширяется как в качественном, так и в количественном отношении.

Лучше, если это будет свежеприготовленное вами мясное пюре. Для этого просто отварите мясо цыпленка, телятину, мясо кролика, рыбу или нежирную свинину. Затем измельчите в комбайне или блендере до кашицеобразного состояния. До введения мясного пюре можно попробовать давать малышу небольшое количество бульона. Постепенно при хорошей переносимости количество бульона увеличивается. Можно разнообразить блюдо, сварив вместе с мясом овощи для овощного пюре и сделав это пюре на полученном отваре. Затем также постепенно вводится само мясное пюре.

Если малыш не хочет кушать мясное пюре отдельно, можно добавлять мясо в овощное пюре или кашу.

В этом возрасте также вводится пшеничный хлеб — до 5 г. Кроме того, рацион обогащается кисломолочными продуктами — кефиром, йогуртом с постепенным доведением их объема до 200 мл в день к концу месяца.

Количество потребляемых фруктовых соков увеличивается до 70 мл, фруктового пюре — до 70 г, овощного пюре — до 170 г, желтка — до половины, растительного масла — до 5 г, сухарей и печенья — до 5 г. Молочные каши, сливочное масло и творог остаются в том же количестве — 150, 4 и 40 г соответственно.

Прививки

В девять месяцев плановые вакцинации не проводятся.

Посещение врача

В этот период специального посещения врача не требуется.

Итоги девятого месяца

К концу девятого месяца малыш стал настоящим путешественником по квартире. Он постоянно уползает, исследуя новые территории. Однако делает он это только в знакомом помещении, где находится постоянно. Стоит же ему попасть в незнакомую обстановку, как он настораживается, робеет и предпочитает находиться на руках у мамы. Такое поведение малыша не является противоречивым. Оно говорит о том, что карапуз стал лучше осознавать себя и окружающий мир, а также стал запоминать происходящее.