8 месяц жизни ребенка

На этом этапе ребенок становится любознательным. Чем больше он может самостоятельно передвигаться, тем дальше уползает, чтобы исследовать новые территории. Но это относится только к привычной домашней обстановке. А в новом месте он довольно насторожен, с недоверием относится к незнакомым людям.

В связи с возросшей двигательной активностью и мобильностью малыша нужно быть максимально осторожными и все время наблюдать за ребенком. Ведь в качестве опоры он может использовать электрический шнур, вставленный в розетку, торшер, подставки для цветочных горшков и любые другие неустойчивые предметы. Лучше на время убрать эти предметы из комнаты, где свободно передвигается малыш. Кроме того, необходимо убрать из пределов досягаемости ребенка все мелкие предметы: пуговицы, булавки, иголки, винтики, гаечки и тому подобные вещи. Ведь малыш уже научился захватывать ручкой предметы — и легко может отправить их себе в рот, пробуя на вкус, и даже случайно проглотить.

Физическое развитие

В восемь месяцев масса ребенка в среднем составляет 8400 г, увеличение массы тела за восьмой месяц — 550 г, а прибавка массы тела за восемь месяцев жизни — 5450 г.

В семь месяцев длина тела ребенка примерно равна 67–71 см, прибавка длины тела за восьмой месяц — 2 см, а прирост за восемь месяцев жизни — 19 см.

Окружность грудной клетки у малыша в семь месяцев — 41,75 см. За восьмой месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за восемь месяцев — на 10–10,4 см.

Окружность головы в среднем у семимесячного ребенка равна 41–42 см. За восьмой месяц она увеличивается примерно на 1 см, за восемь месяцев жизни — соответственно на 8 см.

В семь месяцев длина тела ребенка примерно равна 67–71 см, прибавка длины тела за восьмой месяц — 2 см, а прирост за восемь месяцев жизни — 19 см.

Окружность грудной клетки у малыша в семь месяцев — 41,75 см. За восьмой месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за восемь месяцев — на 10–10,4 см.

Окружность головы в среднем у семимесячного ребенка равна 41–42 см. За восьмой месяц она увеличивается примерно на 1 см, за восемь месяцев жизни — соответственно на 8 см.

К концу восьмого месяца у ребенка может быть уже четыре зуба.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Малыш становится очень подвижным.

Ребенок активно ползает, хоть и на животе.

Основной формой передвижения в этом возрасте является быстрый поворот со спины на живот. Он происходит при четком разделении движений между верхним плечевым поясом и тазом — в виде «винта».

После освоения этого движения у малыша начинают формироваться навыки самостоятельного ползания и сидения.

На этом этапе значительно увеличиваются возможности рук. Ребенок хватается ручками за окружающие предметы, подтягивается и пытается встать на ножки.

При поддержке под мышки ребенок с особым удовольствием «пританцовывает» на коленях у взрослого, активно сгибая и выпрямляя ножки во всех суставах.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На этом этапе совершенствуются упражнения, освоенные в предыдущем месяце.

Закрепляется навык их выполнения при помощи речевой инструкции и жестов. Массаж выполняется с использованием все тех же приемов поглаживания, растирания, разминания и похлопывания.

Объем закаливающих процедур не изменяется относительно прошлого месяца.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна составляет 18 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 3 приема.

Зрительные ориентировочные реакции. Ребенок начинает обращать внимание и замечать мелкие предметы на расстоянии 20–40 см (зернышки, крошки, крупинки).

В этом возрасте малыш начинает с интересом следить за падающим предметом. При этом он наклоняет голову или верхнюю часть тела, ища упавший предмет на полу. Таким образом, ребенок уже понимает, что падающий предмет всегда падает вниз, а не вверх или в сторону.

Слуховые ориентировочные реакции. Интересуется предметами, которые издают звуки (музыкальные игрушки, колокольчики, погремушки). Примечательно, что на этом этапе малыш перестает кричать при звуках музыки.

Эмоции. Появляется яркая эмоциональная окраска в ответ на свое отражение в зеркале.

Малыш откровенно радуется появлению своего отражения, гладит его и даже целует.

Движения руки и действия с предметами. Удерживая в обеих руках по игрушке, тщательно рассматривает поочередно то одну, то другую. Может долго и разнообразно играть с ними, пытается их разобрать, изменить форму и облик. Вытягивает ленту и манипулирует ею. В игре подражает действиям взрослого. Малыш поднимает большие игрушки двумя руками, а мелкие — тремя или четырьмя пальцами.

Хорошо отталкивает мяч. Осознанно отбрасывает непонравившиеся предметы. По-прежнему тянет все в рот, сосет пальцы рук.

Общие движения. В положении лежа на животе малыш может поднимать голени и вытянутые в стороны руки (делать «ласточку»), может поворачиваться по кругу. Переворачивается самостоятельно с живота на спину, садится и сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны или заняты игрушкой.

Может устойчиво сидеть от нескольких минут до получаса. При этом может наклоняться вперед, назад, в стороны, легко теряя равновесие. Ползет, зажав в одной руке игрушку. При ползании может встать на четвереньки.

Ребенок может самостоятельно лечь, встать в кроватке, держась за спинку, постоять, опираясь о барьер, самостоятельно опуститься. Пытается переступать ножками, держась рукой за барьер, при этом ставит одну ногу впереди другой.

При поддержке за грудь в положении стоя пытается «пружинить» на ножках.

Понимание речи. Четко понимает вопрос «где?». В ответ на него может найти несколько предметов, расположенных обычно в определенных местах. По просьбе взрослого может выполнить разученные ранее действия (протянуть руку, по­играть в ладушки).

Подготовительный этап развития активной речи. Произносит отдельные слоги. Характерно выразительное удваивание слогов: «ма-ма», «баба». Малыш учится подражать звукам.

Навыки и умения. Ребенок самостоятельно ест печенье, удерживая его в руках.

Хорошо ест с ложки и пьет из чашки при помощи взрослого. Держит чашку и пытается пить из нее.

ОБЩЕНИЕ

Ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять увиденное и услышанное. Причем он повторяет те действия, которые вызвали интересную реакцию и смех взрослого. Малыш старается осознанно привлечь к себе внимание взрослых движениями и звуками. При общении тянется ручками навстречу взрослому. С интересом играет в прятки.

Карапузу нравится общение, и у него постепенно появляется потребность быть в обществе.

Малышу очень нравятся игрушки с выступающими частями, за которые можно ухватиться. Это куклы с ручками и ножками, шнурочками и веревочками. Кроме того, ему нравятся разбирающиеся и собирающиеся игрушки, вкладывающиеся одна в другую. Малыш с удовольствием выкладывает содержимое коробок, шкатулок и ящиков.

Ребенку также очень нравится разбрасывать предметы или бросать их на пол, сидя на детском стульчике. Если взрослый поднимает игрушки и дает их малышу, то тот вновь бросает их.

Малыш копирует действия взрослых: надевает шапку, «говорит» по телефону, пьет из чашки.

Поскольку ребенка уже трудно удержать на месте, посадив и закрепив в кресле, то лучше заинтересовывать его игрушками и предметами. Например, если вам нужно что-то сделать на кухне, то оборудуйте для малыша уголок с баночками, ложками, кастрюльками, крышками и другой подходящей для игры утварью.

ВОСПИТАНИЕ

При занятиях с ребенком на данном этапе важно стимулировать его действия двумя руками. Развивается умение стучать предметами, в том числе и друг о друга.

Для этого можно использовать молоточек-пищалку, разнообразные погремушки, дощечку, по которой удобно стучать, и даже просто ложку с крышкой от кастрюли. Ребенку нужно показывать, как стучать предметом об окружающие предметы, держа игрушку в одной руке, а также как стучать предметом о предмет, держа их в обеих руках.

Необходимо обучать малыша понимаю связи между предметом и присущим ему действием. Изучаются те действия с предметами, при которых издаются звуки. Нужно показать ребенку, что молоточек издает звук, если им стучать по поверхности, что пищалка будет издавать звук только при нажатии, что погремушка зазвучит, если ее потрясти, что заиграет музыка, если нажать на определенную кнопку на игрушке, и т. д. Ребенок должен иметь возможность проделывать эти манипуляции самостоятельно.

Для малыша также важно изучение собственного лица. Для этого нужно обеспечить возможность ребенку смотреть на себя в зеркало. Необходимо периодически подносить ребенка к зеркалу, чтобы он мог себя рассматривать. Кроме того, среди игрушек должна быть хотя бы одна с отражающей прочной зеркальной поверхностью, чтобы малыш в любое время мог либо случайно, либо целенаправленно изучать свое отражение, улыбаться ему, гладить, трогать.

Поскольку в этом возрасте ребенок очень недоверчиво относится к незнакомым людям, необходимо чаще общаться с другими людьми вместе с малышом. Постарайтесь приглашать гостей и сами ходите в гости. Гуляйте на улице в обществе других детей и взрослых. Посещайте с малышом магазин, парк и даже ресторан. Но не переутомляйте его, иначе может возникнуть обратная реакция.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Кроме игр предыдущих месяцев, можно добавить следующие.

Поиграйте с малышом в мяч. Для этого усадите его на пол, а сами сядьте напротив. Для игры используйте довольно большой, но легкий мяч. Несильно толкайте мяч к малышу. Постепенно малыш будет учиться отталкивать его обратно.

Продолжайте играть в прятки, но теперь уже предмет можно прятать полностью под одеяло или себе в карман.

Можно дать малышу «поговорить» по телефону. Ребенок с интересом будет слушать голос, издаваемый из трубки. В последующем ему можно дать поиграть с настоящим телефоном, который уже пришел в негодность и не используется. Только предварительно нужно достать оттуда батарею, если она имеется, убрать все отсоединяющиеся части и провода и, конечно, вымыть. Можно дать поиграть ребенку и с игрушечным телефоном с кнопочками или вращающимся диском, издающим разнообразные звуки. Но каким бы интересным, на наш взгляд, ни был игрушечный телефон, детей почему-то завораживает настоящий, пусть и молчащий аппарат.

Комментируйте разнообразные звуки, которые слышите, обращайте внимание малыша на них. Стук дождя за окном, телефонный звонок, звук шагов на лестнице, журчание воды из крана, пение птиц, лай собаки. Таким образом вы учите малыша слушать.

Постройте из кубиков пирамиду, и пусть малыш ее разрушит. Деткам очень нравится такое занятие.

Поставьте чашку малыша вверх дном на стол. Он должен перевернуть ее в нормальное положение. Аналогичным образом можно играть с другими предметами и игрушками.

Питание

Кормления осуществляются в среднем около 5 раз в сутки с интервалом в 4 ч. Продолжается расширение прикорма.

Некоторые малыши не очень любят кушать один желток, поэтому можно добавлять его в овощное пюре или кашу. Таким образом можно разнообразить рацион ребенка.

В данном возрасте ребенку можно давать сухари и печенье (3 г). При этом они должны быть без добавок в виде изюма, орехов, семечек и т. п. Лучше делать все самим в домашних условиях. Так вы защитите малыша от преждевременного попадания в его организм разнообразных пищевых добавок, красителей, наполнителей и других подобных ингредиентов.

Количество потребляемых в день фруктовых соков на восьмом месяце составляет 60 мл, фруктового пюре — 60 г, овощного пюре — 150 г, молочной каши — 150 г, творога — 40 г, растительного масла — 3 г, сливочного масла — 4 г.

Прививки

В восемь месяцев плановые вакцинации не проводятся. Вакцинация осуществляется в соответствии с назначениями педиатра по индивидуальному графику, если по каким либо причинам не была выполнена иммунизация на предыдущих этапах.

Посещение врача

На этом сроке специального посещения врача не требуется. Однако если возникли какие-то вопросы, проблемы или нарушения в состоянии здоровья ребенка, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром или медицинской сестрой.

Итоги восьмого месяца

К концу восьмого месяца малыш очень самостоятельный. Он многое делает сам: переворачивается, ползает, садится из положения лежа, сидит, встает, садится из положения стоя, ложится и даже делает первые самостоятельные шаги, правда держась за опору. Кроме того, карапуз может самостоятельно съесть печенье и немного попить из чашки. У него уже сформировались некоторые вкусовые пристрастия в еде. Очень важна сформировавшаяся способность малыша активно общаться при помощи звуков и жестов, а также понимание речи.