2 месяц жизни ребенка: физическое развитие, психическое развитие, питание, прививки, посещение врача

2 месяц жизни ребенка

На втором месяце жизни у ребенка начинают проявляться личностные характеристики. Он смотрит на окружающий мир широко раскрытыми глазами. Между малышом и мамой уже сложились доверительные отношения и взаимопонимание. Однако он еще не готов к активным контактам с окружающими.

Поведение малыша становится более осознанным. Его реакция на внешние раздражители перестает быть инстинктивной. Поведение зависит от изменений окружающей обстановки.

Физическое развитие

В один месяц масса ребенка в среднем составляет 4100 г, прибавка массы тела за второй месяц должна быть 800 г, а прибавка массы тела за два месяца жизни — 1400 г.

В месяц длина тела ребенка примерно равна 53–57 см, прибавка длины тела за второй месяц должна составлять 3 см, соответственно прибавка длины тела за два месяца жизни — 6 см.

Окружность грудной клетки у малыша в месячном возрасте — 34,25 см. За второй месяц она должна увеличиться на 1,25–1,3 см, за два месяца — на 2,5–2,6 см.

Окружность головы в среднем у месячного ребенка равна 35–36 см. За второй месяц она должна возрасти примерно на 1 см, за два месяца жизни — на 2 см.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

На втором месяце ребенок продолжает сгибать туловище. Но в положении на спине малыш все чаще удерживает головку по срединной линии, а не отклоняет в сторону, как это делает новорожденный. К концу второго месяца малыш сможет удерживать такую позицию головы до 10 с. После укладывания на живот ребенок сразу стремится приподнять голову и даже может удерживать ее до 3 с. При этом голова малыша покачивается в разные стороны, а затем опускается на поверхность то на одну, то на другую щечку. Если попытаться из положения лежа на спине подтянуть малыша за ручки в положение полусидя, то голова ребенка запрокидывается назад, поскольку мышцы шеи еще недостаточно сильны, чтобы удерживать тяжелую голову.

Сохраняются почти все рефлексы новорожденного. К середине второго месяца постепенно исчезает шаговый рефлекс.

Но теперь малыш ощущает разницу между просто сосанием и утолением голода. В двухмесячном возрасте появляется способность осознанно сосать большой палец руки, то есть малыш сосет палец руки не потому, что он случайно попал ему в рот и ребенок осуществляет рефлекторное сосание, а потому, что ему нравится сосать собственный палец.

Хватательный рефлекс также выражен довольно сильно. Однако когда малыш хватает вложенную в его руку игрушку, он расценивает ее как продолжение собственной руки.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В двухмесячном возрасте основная задача физического воспитания — выполнять упражнения, способствующие исчезновению повышенного тонуса мышц малыша. При этом нужно пытаться успокоить ребенка, часто общаться с ним ласковым тоном, массажировать его поглаживающими движениями.

Гимнастика. Начиная с двухмесячного возраста можно выполнять своеобразную гимнастику из несложных упражнений. Эти упражнения желательно проводить во время переодевания, перед купанием и т. д. Например, можно использовать следующие упражнения.

  • Выкладывание на живот. Как и в возрасте месяца, является важным мероприятием, особенно перед кормлением. При этом согнутые в локтях руки ребенка подкладывают под его грудь.
  • Рефлекторное ползание. Малыш при выполнении этого упражнения должен лежать на животе. Взрослый подводит кисть руки к подошвенной поверхности стоп ребенка и немного подталкивает его. При этом происходит рефлекторное разгибание ног малыша, вследствие чего он продвигается вперед. После ножки ребенка снова сгибаются.
  • Рефлекторное разгибание позвоночника. Данное упражнение направлено на укрепление мышц спины. Двумя пальцами осторожно проводят по обеим сторонам от позвоночника в области спины по направлению от ягодиц к плечевому поясу. При этом происходит рефлекторное разгибание спины. Упражнение выполняется в положении ребенка на боку: сначала на правом, затем на левом по одному разу.
  • Упражнения для стоп. Задействуют кожные рефлексы. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Одной рукой взрослый приподнимает ногу малыша, удерживая голень на ладони. Другой рукой выполняет следующее:
    • надавливает пальцем на переднюю часть подошвы стопы у основания пальцев малыша; при этом у него сгибаются пальцы ног, выполняя «хватательное» движение;
    • проводит пальцем по наружному краю стопы до пятки, немного надавливая; при этом происходит раздражение всей поверхности подошвы стопы, в результате чего пальцы расходятся в стороны и отклоняется большой палец.

Массаж. На втором месяце жизни необходимо продолжать легкий массаж рук и ног, спины, живота с элементами поглаживания, а также небольшое растирание стоп.

Закаливающие процедуры. Температура воздуха в помещении по-прежнему должна быть около 22 °С. Воздушные ванны следует выполнять

не менее 2–3 раз в день по 5–6 мин. Умывание водой с температурой 28 °С. Малыш обязательно должен ежедневно (лучше два раза в день) спать на свежем воздухе.

Общая ванна (то есть купание) проводится при температуре воды 36–37 °С длительностью 5–6 мин.

Примерный комплекс физических упражнений. Продолжительность комплекса составляет 5–6 мин и включает в себя следующие упражнения.

  1. Поглаживающий массаж рук и ног. При этом ребенок находится в положении лежа на спине. Массажные движения выполняют по направлению от кистей и стоп к плечу и бедру соответственно. Руку или ногу ребенка придерживают одной рукой, а другой делают массаж. Следует помнить, что нельзя выполнять массаж в области внутренней поверхности бедра. Каждое массажное движение можно повторить 4–5 раз.
  2. Выкладывание малыша на живот.
  3. Занятия на рефлекторное ползание.
  4. Поглаживающий массаж спины. Малыш при этом лежит на животе. Массажные движения выполняются обеими руками по направлению от шеи к ягодицам и обратно сначала ладонями, а затем тыльными поверхностями обеих рук. Движения можно повторить 4–6 раз.
  5. Упражнения на рефлекторное разгибание позвоночника.
  6. Поглаживающий массаж живота. Выполняется в виде круговых движений по часовой стрелке, при этом следует избегать области правого подреберья, то есть области печени. Движения можно выполнять 6–8 раз.
  7. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Сначала выполняется поглаживание. При этом область ахиллова сухожилия (несколько выше пятки) ног малыша должна находиться на обоих указательных пальцах взрослого, выполняющего массаж. Большими пальцами поглаживают тыльную поверхность стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него. Движения можно повторить 4–6 раз. Затем растираются пальцы стопы. При этом стопа ребенка помещается между ладонями обеих рук взрослого и выполняются 4–6 легких растирающих движений поочередно для каждой ноги.
  8. Упражнения для стоп.

Нервно-психическое развитие

Сон. В среднем общая продолжительность сна малыша на втором месяце жизни составляет 21 ч. Дневной сон, как и на первом месяце, по-прежнему осуществляется в основном в 4 приема. Постепенно длительность ночного сна увеличивается.

Зрительные ориентировочные реакции. Малыш уже способен продолжительное время сосредотачиваться на неподвижном предмете или лице взрослого, а также длительно следить за движущимся предметом.

Следит за движущимися контрастными объектами. С интересом смотрит на новые игрушки и предметы. Переводит взгляд с рассматриваемого предмета на появившийся в поле зрения сверху, снизу или сбоку новый объект. При этом движения глаз и головы ребенка синхронны.

Увеличивается и поле зрения малыша: он может отчетливо видеть не только на расстоянии 25 см, но и значительно дальше — до 2–3 м.

Слуховые ориентировочные реакции. Он выполняет ищущие движения, прислушивается к звуку погремушки, голосу взрослого. Малыш улыбается, услышав голос взрослого. С интересом прислушивается к новым звукам, настораживаясь и замирая при этом.

Эмоции. Малыш быстро реагирует улыбкой на обращенную к нему речь или улыбку взрослого.

Пусть ребенок еще не говорит, но по выражению его глаз и издаваемым звукам уже вполне можно догадаться о его эмоциональном состоянии — весело ему или грустно, интересно или скучно, он готов к активному времяпрепровождению или хочет спать.

Движения руки и действия предметами. Пальцы кистей рук разжимаются, ладошки полуоткрыты, руки более расслаблены.

Общие движения. Ребенок умеет, лежа на животе, поворачивать голову из стороны в сторону, поднимать ее и удерживать непродолжительное время в приподнятом положении.

Лежа на спине, карапуз совершает беспорядочные сгибательные и разгибательные движения руками и ногами.

Подготовительный этап активной речи. В крике ребенка уже можно заметить разницу. Голод и боль сопровождаются громким непрерывным криком, а усталость — приглушенным жалоб­ным плачем. Кроме того, усиливается случайное ни с чем не связанное звукообразование.

Появляется «болтовня» со звуками типа «эхе», «эге».

ОБЩЕНИЕ

Максимально теплое общение с малышом происходит во время кормления его грудью. Лицо ребенка при этом обращено к маме, малыш длительно наблюдает за лицом, рассматривает. Таким образом, непосредственный контакт через кожу дополняется зрительным контактом. В этом гармоничном союзе мама полностью принадлежит малышу, а он — ей. И ничто не должно этому мешать.

С малышом постепенно становится интересно общаться. Он всем улыбается, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, проявляет интерес к игрушкам.

В сознании ребенка постепенно укрепляется связь между увиденным и услышанным. При очень сильных раздражителях (громкие звуки, очень яркий свет, слишком интенсивные прикосновения) малыш нервничает и раздражается.

ВОСПИТАНИЕ

Принципы воспитания и арсенал игрушек существенно не отличаются по сравнению с предыдущим периодом.

При общении с ребенком необходимо разговаривать и смотреть ему в глаза, чтобы видеть его реакцию на вашу речь. При этом можно сопровождать слова активной мимикой, гримасами: приподнимать брови, округлять рот, широко открывать глаза, хмуриться, щуриться, сжимать губы, надувать щеки и т. д. Нужно чаще называть малыша по имени. Фразы должны быть максимально простыми, состоящими из пары слов. Гласные при этом лучше растягивать, говорить нараспев. Речь обязательно нужно сопровождать жестами. Лучше всего пояснять и комментировать все ваши действия. Почаще читать вслух детские стихи, петь песни. Если вы хотите привлечь внимание ребенка, то говорите громче, если хотите успокоить — тише.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

На втором месяце жизни ребенка продолжают играть в те же игры, что и на первом. Кроме того, можно давать малышу рассматривать контрастные черно-белые предметы или игрушки. Это могут быть черные полосы шириной около 5 см, кружки диаметром 2,5 см на белом фоне, довольно крупная шахматная доска, возможно, даже мишень, силуэты предметов.

Предмет или игрушку можно плавно перемещать в горизонтальном направлении слева направо и обратно. После того как малыш научится следить за предметом, необходимо начинать перемещать предмет по вертикали. В последующем траекторию движения изменяют другим образом — по диагонали, по кругу.

Питание

На втором месяце сохраняется вскармливание малыша грудным молоком по свободному режиму, то есть по требованию.

Прививки

В этом возрасте прививки не проводятся. Однако если по каким-либо причинам не были выполнены вакцинации первого месяца, то в соответствии с назначениями педиатра выполняется иммунизация по индивидуальному графику.

Посещение врача

В этот период специального посещения врача не требуется. Однако если возникли какие-то вопросы, проблемы или нарушения в состоянии здоровья ребенка, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром или медицинской сестрой.

Итоги второго месяца

Итак, двухмесячный малыш уже заметно отличается от новорожденного. Его поведение становится более осознанным. Ответные реакции ребенка на внешние раздражители, будь то зрительные, слуховые, осязательные или другого рода, перестают быть только инстинктивными и рефлекторными.

Во время более продолжительных периодов бодрствования малыш активен и проявляет живой интерес к окружающему миру. Он рассматривает предметы, людей, прислушивается к звукам, задерживает взгляд на новых объектах. Открытием для малыша являются собственные ручки: он наблюдает за ними, пытается удерживать их в поле зрения, шевелит пальчиками, сжимает и разжимает кулачки.

Изменяется и характер общения ребенка и родителей. Оно по-прежнему выполняется в тесном кругу «один на один» и преимущественно по инициативе взрослого. Но ребенок уже может некоторым образом активно поучаствовать в нем, сообщив о желании либо прекратить, либо продолжить общение. Малыш больше и чаще улыбается, причем не только при звуках знакомого голоса или появлении мамы, но и при обнаружении интересного для него предмета или звука.

Претерпевают изменения и движения ребенка. Хаотичные непроизвольные подергивания происходят значительно реже. Малыш постепенно учится управлять своим телом, совершать активные движения по собственному желанию. Ребенок сосет все, что попадает к нему в рот. Это может быть игрушка, кусочек одеяла или собственный палец. Причем последний он сосет целенаправленно, то есть по собственной инициативе. Если вложить какой-либо предмет малышу в руку, то он тоже попытается поднести его ко рту и попробовать на вкус. Во время игры малыш уже может поднимать руки над головой, активно шевелить ножками, ерзать и даже переворачиваться. Кроме того, ребенок способен контролировать движения головы: удерживать ее некоторое время в вертикальном положении, поднимать и поворачивать голову, лежа на животе. Все это говорит о значительном прогрессе в двигательной активности.

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru