12 месяц жизни ребенка

На двенадцатом месяце постепенно меняется отношение малыша к окружающему миру. Из исследователя он превращается в экспериментатора.

Кроме того, изменяется отношение ребенка к окружающим людям, особенно незнакомым. Теперь малыш пытается не только поиграть, но и поозорничать с ними. Изменяется даже манера подражания взрослым. Теперь он не только просто копирует действия, но и повторяет манеру поведения. Ребенку при этом очень нравится гримасничать.

Физическое развитие

В одиннадцать месяцев масса ребенка в среднем составляет 10 300 г, увеличение массы тела за двенадцатый месяц — 350 г, а прибавка массы тела за двенадцать месяцев жизни — 7150 г.

В одиннадцать месяцев длина тела ребенка примерно равна 73,5–77,5 см, прибавка длины тела за двенадцатый месяц — 1,5 см, прибавка длины тела за двенадцать месяцев жизни — 25 см.

Окружность грудной клетки у малыша в одиннадцать месяцев — 46,75 см. За двенадцатый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, а за год — на 15–15,6 см.

Окружность головы в среднем у одиннадцатимесячного ребенка равна 45–46 см. За двенадцатый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за год жизни — соответственно на 12 см.

К концу месяца у ребенка может быть уже восемь зубов.

Таким образом, показатели физического развития годовалого ребенка следующие:

  • масса тела составляет в среднем 10 650 г;
  • длина тела равна 75–79 см;
  • окружность грудной клетки — 48 ± 3,5 см;
  • окружность головы — 47 ± 2,5 см;
  • восемь молочных зубов.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Малыш активно передвигается по дому любым доступным для него способом. Он легко залезает на диван, кресло или стул, спускается с них, подползает под препятствие. Малыш даже может попытаться самостоятельно ходить, но довольно часто при этом падает. По этой причине все же основным средством передвижения остается ползание. Это не касается тех деток, которые, минуя этап ползания, сразу предпочитают ходить.

Теперь его интересуют не только те предметы, которые он может взять сам, но и те, до которых дотянуться не в сосотоянии. При этом он открывает для себя возможность достать желаемый предмет, потянув его на себя за веревочку, уголок или выступающую часть. Продолжают совершенствоваться возможности пальцев кисти рук.

Формируется захват в виде «щипцов», позволяющий удерживать мельчайшие предметы. Его отличием от «пинцетного» захвата, сформированного ранее, является то, что большой и указательный пальцы, захватывающие предмет, согнуты, а не выпрямлены.

Во время купания ребенок теперь разбрызгивает воду и руками, и ногами, обливая все вокруг. Он пытается вставать на ноги прямо в ванночке и даже может попытаться вылезти из нее.

Передвигаясь в вертикальном положении, пусть и не совсем уверенно, малыш может одновременно толкать коляску, тянуть за веревочку машинку или нести игрушку. Кроме того, он отлично научился бросать предметы и использует новый навык при любом удобном случае.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятия заключаются в совершенствовании упражнений и двигательных навыков, освоенных в предыдущие месяцы. Все упражнения выполняются при помощи речевой инструкции и жестов. Массаж может уже не проводиться или выполняться курсами при наличии рекомендаций педиатра. Объем закаливающих процедур сохраняется прежним.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна в среднем составляет 16 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 2 приема.

Зрительные ориентировочные реакции. Ребенок с интересом рассматривает картинки, фотографии, мелкие узоры с четкими контурами.

Малыш наблюдает за письмом или рисованием взрослого. Находит игрушку, которую спрятали у него на глазах. Ребенок знает и показывает части тела.

Слуховые ориентировочные реакции. Малыш повторяет за взрослым знакомые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба».

Реагирует на ритмичную музыку: пританцовывает, покачивается, приседает, подпрыгивает, издает звуки.

Эмоции. Карапуз имеет любимую игрушку, к которой сильно привязан и о которой заботится. Ребенок уже озорничает и дразнит.

Играя с другими детьми, пытается завладеть теми игрушками, с которыми увлеченно играют остальные.

Движения руки и действия с предметами. Самостоятельно играет с игрушками, выполняя разнообразные разученные действия (кормит, возит). При этом малыш одной рукой удерживает игрушку, а другой играет с ней. Переносит действия, разученные ранее с одним предметом, на другие (всех кормит, всех возит). Мелкие предметы уверенно захватывает двумя пальцами (кончиками большого и указательного — «пинцетный» захват). Открывает ящики столов, дверцы шкафов, крышки коробок и кастрюль. Самостоятельно развязывает шнурки. Может перелистывать страницы книги, правда, не всегда по одной.

Исследуя предметы, малыш пытается разобрать их на составные части, а также собрать обратно, придав им изначально увиденную форму, хотя не всегда успешно.

Очень любит трогать различные объекты, изучая их на ощупь. По этой причине во время еды малыш трогает все блюда: твердые, мягкие, вязкие, жидкие, желеобразные, скользкие, горячие, холодные и т. д.

Общие движения. Ребенок уже самостоятельно ходит.

Заползает на ступеньки лестницы. Из положения стоя наклоняется для того, чтобы поднять игрушку. Может сидеть на корточках, вставать на цыпочки.

Понимание речи. Выполняет простые поручения («найди», «принеси», «положи»).

Подготовительный этап развития активной речи. С легкостью повторяет новые слоги. В словарном запасе ребенка — до 5–10 односложных простых слов на «детском языке»: «мама», «папа», «баба», «дай», «киса», «ав-ав», «би-би».

При этом малыш пробует использовать усвоенные слоги для обозначения известных ему ситуаций, людей и предметов.

Находясь наедине с самим собой, произносит «слоговые» монологи.

Навыки и умения. Участвует в процессе переодевания.

Самостоятельно пьет из чашки, держа ее в руках без помощи взрослого. Может подносить ложечку ко рту.

По просьбе взрослого поднимает руку или ногу, чтобы надеть или снять вещи.

ОБЩЕНИЕ

Малыш поворачивается, если его зовут. Целенаправленно бросает и разбрасывает игрушки и предметы, чтобы окружающие их поднимали или собирали. Получает удовольствие, если его хвалят. Выполняет подражательные действия: кормит куклу, причесывает ее, нагружает машину.

Ребенок уже имеет явное предпочтение к определенным игрушкам и играм. Помнит игры, в которые играли накануне. При общении с другими детьми малыш с интересом ждет реакцию других детей на свои действия. Он может либо обмениваться с другими детьми игрушками, либо, наоборот, забирать их.

Малыш получает информацию о своем поведении, изучая лицо матери и ее эмоциональное состояние. Если мама спокойна и улыбается, значит, малышу ничего не угрожает и он может продолжать свое занятие. Если же мама обеспокоена, лицо ее напряжено, то малыш чувствует опасность — прекращает свои действия и даже может через некоторое время заплакать.

ВОСПИТАНИЕ

Поскольку на двенадцатом месяце малыш становится экспериментатором, необходимо создать условия для его экспериментов. Для этого интересные игрушки и вещи лучше разложить по разным коробочкам и корзинам. Для привлечения внимания привязывайте к игрушкам ленточки, заворачивайте их в фольгу или разноцветную бумагу, связывайте вместе старые игрушки в гирлянду.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Дайте малышу поиграть со своей старой сумочкой и кошельком. Покажите ему, как они открываются и закрываются.

Найдите несколько старых ключей, объедините их в связку и дайте ребенку. Он с удовольствием будет играть с ними, подражая действиям взрослых.

Дайте малышу альбом с его фотографиями, карточками членов семьи и близких.

Продолжайте играть в прятки. В этом возрасте вы можете активно задействовать и самого ребенка. Спрятавшись сначала сами и затем появившись, вы можете спрятать под тоненьким прозрачным одеяльцем самого малыша. При этом «находите» его с радостным восклицанием. В последующем он сможет сам сбрасывать одеяльце, восторженно восклицая. Эта игра способствует развитию памяти ребенка.

Продолжайте также играть в мяч. На двенадцатом месяце малыш уже может отбрасывать вам мяч, а также отбивать его ногой.

Продолжайте читать ребенку.

Питание

К году ребенок уже может питаться за общим столом, употребляя ту же пищу, что и остальные члены семьи, за исключением острых, копченых, консервированных продуктов, соусов. При этом он пытается есть сам, берет пищу руками и помещает ее в рот. Питание пятиразовое с интервалом в 4–4,5 часа.

С этого момента уже можно готовить не отдельные блюда для малыша и отдельные — для остальных членов семьи, а подобрать блюда, подходящие сразу всем. Взрослые могут досаливать и добавлять специи и соусы по вкусу в уже готовые блюда.

Количество потребляемых продуктов к концу года примерно следующее:

  • фруктовые соки — 100 мл;
  • фруктовые пюре и фрукты — 100 г;
  • творог — 50 г;
  • овощное пюре — 200 г;
  • желток — половина;
  • мясное пюре — 70 г;
  • растительное масло — 6 г;
  • молочная каша — 200 г;
  • сливочное масло — 6 г;
  • кефир и другие молочные продукты 600 мл;
  • пшеничный хлеб — 10 г;
  • печенье и сухари — 15 г.

Прививки

Выполняется тривакцина против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки). По желанию можно также выполнить вакцинацию против гепатита А и герпетической инфекции.

Посещение врача

В двенадцатимесячном возрасте осуществляется посещение педиатра. При этом выполняются взвешивание, антропометрические измерения, оценка состояния здоровья. Также производится вакцинация.

Итоги двенадцатого месяца

К году большинство детей уже способны сделать несколько шагов без поддержки. Ползание при этом используется больше для игры. Малыши ходят на этом этапе, широко расставив ноги и слегка наклонившись вперед.

При бросании предмета ребенку уже интересно, куда этот предмет упадет, и он пытается прицеливаться. Ребенку нравится общаться со взрослыми и с более старшими детьми. Его также интересуют и сверстники, но пока он только изучает их, а не играет с ними.

Малыш начинает произносить свои первые «детские» слова, которые являются началом настоящей человеческой речи.

Итак, к году малыш подошел к своему первому значительному рубежу. За год из абсолютно беспомощного существа он превратился в довольно самостоятельного человека. На ваших глазах произошла практически вся эволюция человека. Прежде вы могли оставить его там, где хотели, дать игрушку, которую выбирали вы, кормили той пищей, которой считали нужным его кормить. И все это время малыш практически не мог вам возразить и полностью позволял управлять собой. Теперь же он обладает основными навыками человека — умеет ходить, думать и говорить. Конечно же, он по-прежнему нуждается в вашей помощи и уходе. Но теперь он человек со своими собственными мыслями, побуждениями и желаниями. И вам будет необходимо их учитывать.

Теперь он на пороге больших перемен. Малыш будет по-другому принимать пищу и передвигаться, совершать другие поступки, по-другому относиться к себе и окружающим. Он станет неутомимым исследователем, любопытным, деятельным и энергичным. Ведь ему так много предстоит изучить и познать. Поэтому он будет тренироваться и учиться на протяжении всего периода бодрствования. И при общении с ним вам потребуется и большое терпение, и большое мастерство.