4 месяц жизни ребенка: физическое развитие, психическое развитие, питание, прививки, посещение врача

4 месяц жизни ребенка

Четвертый месяц во многих отношениях является переломным для малыша. Ребенок все это время только воспринимал информацию из внешнего мира.

Малыш пытается изучить себя, свои ощущения, местоположение, части тела.

На этом этапе развиваются сформированные ранее двигательные и речевые навыки.

Сейчас необходимо быть предельно осторожными с малышом. Нужно убрать все острые, тяжелые, хрупкие, колющие, режущие и другие подобные предметы из пределов досягаемости ребенка. Ни в коем случае нельзя находиться с малышом возле кастрюль с кипятком, открытого пламени, раскаленных поверхностей. Не пить горячий чай или кофе с карапузом на руках. Только кажется, что мы будем предельно осторожны и не допустим контакта ребенка с этими предметами. Но шустрые ручки ребенка ухитрятся схватить или толкнуть именно то, что опасно, а вы даже заметить не успеете, как это произошло.

Физическое развитие

В три месяца масса ребенка в среднем составляет 5700 г, нарастание массы тела за четвертый

месяц — 750 г, а прибавка ее за четыре месяца жизни — соответственно 2950 г.

В три месяца длина тела ребенка примерно равна 58,5–62,5 см, прибавка длины тела за четвертый месяц — 2,5 см, прибавка длины тела за четыре месяца жизни — 11 см.

Окружность грудной клетки у малыша в три месяца — 36,75 см. За четвертый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, а за четыре месяца — на 5–5,2 см.

Окружность головы в среднем у трехмесячного ребенка равна 37–38 см. За четвертый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за четыре месяца жизни — соответственно, на 4 см.

У многих малышей в это время появляются первые признаки прорезывания зубов: обильное слюноотделение, беспричинное появление жидкого стула, рьяное сосание собственных пальцев и кулачка. При этом ребенок может так глубоко засовывать ручку в рот, что вызовет рвотный рефлекс.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

При укладывании малыша на живот он уверенно на нем лежит. Уже окрепли задние мышцы шеи, вследствие чего ребенок рефлекторно удерживает голову приподнятой до 1 мин.

В три месяца у малыша исчезает повышенный тонус мышц верхних конечностей.

Это позволяет ему в положении лежа на животе опираться на локти; руки при этом согнуты в локтевых суставах под прямым углом, а кисти направлены вперед. Кисти рук становятся открытыми.

Если осторожно подтянуть ребенка за ручки из положения лежа на спине в положение полусидя, его голова не запрокидывается назад, а уверенно удерживается по линии тела. В положении лежа на спине ручки малыша «встречаются» по срединной линии тела, то есть малыш уже может приводить одновременно обе ручки к срединной линии тела, выполняя как бы «хлопающие» движения.

Кроме того, малыш уже пытается самостоятельно повернуться со спины на живот.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В этот период можно расширить освоенный ранее комплекс физических упражнений за счет добав­ления некоторых движений. В первую очередь, это пассивные движения руками, активные (рефлекторные) упражнения для задней группы мышц шеи в положении на весу на животе. Вводятся упражнения с поворотом со спины на живот. Во время занятий с ребенком необходимо создать условия для развития хватания, а также использовать упражнения для снятия повышенного тонуса мышц нижних конечностей.

Гимнастика. На четвертом месяце гимнастика может состоять из следующих упражнений.

Пассивное скрещивание ручек на груди и разведение их в стороны. Выполняется при исходном положении ребенка на спине. Взрослый вкладывает большие пальцы рук в кисти малыша, при этом ребенок сразу их крепко хватает. Затем руки ребенка осторожно разводят в стороны, потом скрещивают на груди, попеременно накладывая одну руку на другую. Упражнения можно повторять 6–8 раз.

Поворот малыша со спины на живот при аккуратной поддержке его за руку. Взрослый берет правой рукой правую кисть ребенка, а левой рукой немного поворачивает его за таз.

Упражнения для стоп. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Второй месяц».

Выполнение положения «пловца». Исходное положение ребенка — лежа на животе. Взрослый правой рукой приподнимает малыша, а левой придерживает его за стопы и нижние части голеней. В таком положении происходит рефлекторное отклонение головы ребенка назад, разгибание позвоночника и ног в области тазобедренных суставов.

«Парение» ребенка на руках у взрослого в по ложении животом вниз. Взрослый поддерживает малыша руками за область плечевого и тазового пояса из положения ребенка лежа на животе. При этом руки, ноги и голова малыша находятся на весу и как бы «парят» в воздухе.

Массаж. На четвертом месяце можно постепенно увеличить количество приемов массажа. В них могут входить массаж рук и ног, спины с элементами поглаживания и разминания, поглаживающий массаж живота, массаж стоп с растиранием и похлопыванием.

Примерный комплекс упражнений. Продолжительность занятия — 8–10 мин. Можно использовать следующие упражнения.

  1. Поглаживающий и разминающий массаж сначала рук, затем ног при исходном положении ребенка на спине.
  2. Упражнения по скрещиванию рук на груди.
  3. Поворот малыша со спины на живот влево при поддержке за руку.
  4. Поглаживающий и разминающий массаж спины при исходном положении малыша на животе.
  5. Выполнение положений «пловца».
  6. «Парение» ребенка в воздухе на руках родителей.
  7. Поглаживающий массаж живота при исходном положении ребенка лежа на спине.
  8. Растирающий и похлопывающий массаж стоп. Похлопывание осуществляется тыльной стороной среднего и указательного пальцев по подошвенной поверхности стопы малыша.
  9. Упражнения для стоп.
  10. Аккуратный поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.

Закаливающие процедуры. Температура воздуха в помещении может составлять 20–22 °С. Малыш, как и предыдущие месяцы жизни, обязательно должен спать на свежем воздухе (температура

воздуха при этом может быть от –10 до +30 °С). Продолжительность воздушных ванн должна составлять 6–8 мин. Умывать ребенка лучше водой с температурой 25–26 °С. Общие же ванны — с температурой воды 36–37 °С в течение 5–6 мин.

Купание целесообразно заканчивать обливанием водой на 1 °С холоднее, то есть 35–36 °С.

С трехмесячного возраста можно начинать проводить солнечные ванны.

При этом температура воздуха в тени должна быть не ниже 20–23 °С. После солнечной ванны можно провести обливание водой с температурой 35–36 °С.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна в среднем составляет 20 ч в сутки. Дневной сон осуществляется в 4 приема. Четко дифференцируется более продолжительный ночной сон.

Зрительные ориентировочные реакции. После трех месяцев ребенок начинает предпочитать крупные объемные игрушки. Причем его теперь интересуют не только контрастные черно-белые предметы, но и другие цвета из естественной палитры (красные, желтые, синие, зеленые).

При быстром приближении предмета к лицу малыш начинает моргать. Важным на этом этапе является появление адекватного бинокулярного зрения. Теперь ребенок может правильно оценить расстояние до предмета и при желании схватить его, не промахнувшись.

Малыш значительно лучше может следить за предметом и фокусировать на нем взгляд. При слежении за движущимся предметом его глаза и голова двигаются одновременно. При этом он может поворачивать голову на 180°. Малыш ищет и находит глазами интересующий его объект, например перемещающуюся по комнате маму.

Слуховые ориентировочные реакции. Ребенок находит глазами источник звука.

Он отдает предпочтение музыкальным игрушкам, радио, звукозаписям и, как ни странно, работающему метроному. Малыш прислушивается к разговору и реагирует на его прекращение. Тряся погремушкой, он делает кратковременные паузы.

Эмоции. В ответ на обращение к малышу он громко смеется, кряхтит, произносит звуки, улыбается.

Причем улыбка ребенка «социальная», то есть он улыбается людям, но не предметам. На этом этапе также появляются первые слезы при плаче.

Движения руки и действия с предметами. Карапуз тянется ручками (одной или двумя) к увиденному предмету, захватывает руками висящую на уровне груди игрушку, рассматривает ее, играет с ней.

Чтобы захватить предмет или игрушку, ребенок совершает загребающие движения рукой.

В положении лежа малыш сводит ручки по срединной линии, смотрит на них, тянется ими вверх. Если малышу вложить в руку игрушку, то он начинает ею трясти, махать. Он постоянно и с удовольствием играет с собственными ручками. А сосание пальцев и даже кулачка является любимейшим занятием. Это обусловлено еще и тем, что начинают чесаться и зудеть десны перед появлением первых зубов.

Общие движения. Малыш уже уверенно удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках взрослого. Более продолжительное время может лежать на животе с головой, поднятой на 45–90°, опираясь на предплечья и локти и с приподнятой грудью. Лежа на спине, может приподнимать голову к груди, сводить руки вместе. Лежа на животе, разводит ноги в стороны, опирается на одну из рук. Хорошо упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах, при поддержке взрослым под мышки.

Подготовительный этап развития активной речи. Появляется продолжительное «гуление».

Карапуз произносит гласные звуки, близкие к «а», «у», «ы» в сочетании с согласными — «г», «б». Радуется, если случайно издает сочетания, повторяя одни и те же звуки: «ба-ба», «бы-бы», «гу-гу», «гы-гы».

Навыки и умения. Во время кормления малыш придерживает руками мамину грудь или бутылочку.

ОБЩЕНИЕ

У малыша появляется способность запоминать на некоторое время полученные впечатления.

По этой причине он внимательно рассматривает лица и предметы, обращает внимание на интонацию голоса, поведение взрослых. Оживляется и издает звуки, когда на него смотрят или обращаются к нему. Может активно протестовать, когда взрослый перестает на него смотреть, общаться с ним или уходит.

ВОСПИТАНИЕ

Начинать разговор желательно с произнесения имени малыша, чтобы он быстрее его запомнил. Можно объяснять простые названия игрушек, предметов, животных, типа «киса», «гав-гав», «бо-бо». Особенно важно это делать, если ребенок заинтересовался объектом сам. Разговор нужно сопровождать жестами, мимикой, интонацией, различными действиями. Следует стремиться поддерживать у малыша положительные эмоции, вызывая улыбку, смех и хорошее на­строение.

Игрушки должны быть яркими, красочными. Кроме того, их должно быть удобно захватывать.

Это могут быть погремушки, кольца, звоночки, пищалки, молоточки и т. п. Игрушки следует закрепить на уровне груди ребенка таким образом, чтобы он мог их самостоятельно захватывать, толкать, раскачивать.

Теперь ребенка уже можно оставлять в манеже с игрушками, где достаточно пространства для движений.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

В этом возрасте используются преимущественно сенсомоторные игры, направленные на изучение окружающего мира, предметов, людей. Во время игры важно учитывать то обстоятельство, что ребенок многократно проделывает одни и те же действия с разными предметами: все тянет в рот, трясет, бросает, вертит. Иногда малыш выполняет стереотипные движения — раскачивается, стучит рукой, бросает предметы. По этой причине наряду с разученными и применяемыми ранее играми можно добавить следующие.

  • Дайте ребенку в каждую руку по погремушке, чтобы он мог стучать ими друг о друга, трясти.
  • Дайте ему барабан или что-то подобное (палочки или молоточки с дощечкой), чтобы он мог по нему ударять одной или двумя руками. Обязательно покажите, как пользоваться барабаном.
  • Попробуйте поиграть с малышом в мяч — он с удовольствием будет толкать его рукой.
  • Положите ребенка на большой мяч для фитнеса и аккуратно покачайте его. Это способствует формированию у ребенка чувства равновесия.
  • Поиграйте с малышом в прятки, прикрывая лицо одеялом и затем открываясь. Сопровождайте игру веселыми комментариями.
  • Поскольку карапузам очень нравится рассматривать себя в зеркале, не забывайте периодически предоставлять малышу такую возможность.
  • Организуйте ребенку своеобразную песочницу дома. Для этого в небольшой тазик или миску насыпьте немного крупы. Возьмите ребенка на руки и по очереди опускайте его руки и ноги в тазик с крупой. Покажите малышу, как она сыплется сквозь пальцы.

Питание

Кормление осуществляется около 6 раз в сутки с интервалом в 3,5 ч. Увеличивается количество прикорма: объем сока возрастает до 30 мл. Постепенно можно разнообразить соки, включая в рацион грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый.

Давать фруктовое пюре необходимо по тому же принципу, что и соки: начиная с половины чайной ложки тертого яблока, постепенно увеличивая количество фруктового пюре к концу месяца до 30 мл.

Прививки

В четыре месяца плановые вакцинации не проводятся. Если по каким-либо причинам не была выполнена иммунизация на предыдущих этапах, то в соответствии с назначениями педиатра выполняется вакцинация по индивидуальному графику.

Посещение врача

В этот период специального посещения врача не требуется. Однако если возникли какие-то вопросы, проблемы или нарушения в состоянии здоровья ребенка, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром или медицинской сестрой.

Итоги четвертого месяца

Ребенок уже умеет доставать и хватать предметы и использует любую возможность, чтобы применить эти навыки на практике. Малыш активно изучает окружающий мир. Он начинает проявлять инициативу в общении с людьми.

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru