10 месяц жизни ребенка

На этом этапе малыш все больше и больше играет. Причем он довольно сильно сосредоточивается на игре, порой не замечая окружающих.

Любимой игрой становится передача предмета кому-нибудь и получение его назад. Ребенку очень нравятся совместные игры.

Физическое развитие

В девять месяцев масса ребенка в среднем составляет 9450 г, увеличение массы тела за десятый месяц — 450 г, а прибавка массы тела за десять месяцев жизни — 6400 г.

В девять месяцев длина тела ребенка примерно равна 70,5–74,5 см, прирост за десятый месяц — 1,5 см, прибавка длины тела за десять месяцев жизни — 22 см.

Окружность грудной клетки у малыша в девять месяцев равна 44,25 см. За десятый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за десять месяцев — на 12,5–13 см.

Окружность головы в среднем у девятимесячного ребенка равна 43–44 см. За десятый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за десять месяцев жизни — соответственно на 10 см.

К концу месяца у ребенка может быть уже шесть зубов.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

На десятом месяце ползание доводится до совершенства. Малыш проворно передвигается по дому, огибая препятствия и легко преодолевая небольшие барьеры.

Встав на ножки, подтянувшись за опору руками, ребенок передвигается вдоль опоры вполоборота приставным шагом, придерживаясь за опору только одной рукой. Самостоятельно сев, карапуз сидит с прямой спиной и слегка согнутыми ножками.

Следует обратить внимание на то, что некоторые детки могут быстрее научиться вставать и ходить и лишь только затем — ползать. Однако это никак не связано с умственными способностями малыша. По этой причине, если малыш ползает не слишком хорошо, его не следует с этим торопить. Вполне возможно, что ребенок совсем скоро подтянется, держась за бортик кроватки, и самостоятельно станет на ножки, приятно удивив вас.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятия заключаются в совершенствовании упражнений и двигательных навыков, освоенных в предыдущие месяцы. Закрепляется выполнение упражнений при помощи речевой инструкции и жестов. Массаж выполняется с использованием приемов поглаживания, растирания, разминания и похлопывания. Объем закаливающих процедур остается прежним.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна в среднем составляет 17 ч в сутки. Начиная с этого месяца малыш может днем спать всего 2 раза.

Зрительные ориентировочные реакции. У ребенка формируется понятие о постоянстве величин, то есть постоянстве размеров предмета, даже если издалека он кажется маленьким.

Ребенок знает, каким образом должны выглядеть предметы и каково их правильное расположение (чашка стоит донышком вниз, машинка на колесиках, табуретка на ножках и т. д.). Он узнает знакомый предмет, если видит лишь часть его.

Слуховые ориентировочные реакции. Ребенок ожидает услышать от человека или предмета знакомый звук и, если слышит другой, удивляется.

Четко определяет источник звука. Если он располагается за спиной, то сразу же разворачивается и смотрит на то место, откуда доносится звук. Только по голосу может различать членов семьи. Понимает малейшие изменения в интонации и тоне произносимой взрослым речи. Концентрирует свое внимание на тихих звуках (сигнал телефона, тиканье часов) и может слушать их довольно продолжительное время.

Эмоции. Появляется ревностное отношение к своим близким.

Если они восхищаются не своим чадом, а другим ребенком, малыш может устроить настоящий скандал.

Движения руки и действия с предметами. Выполняет разнообразные действия с предметами как самостоятельно, так и по просьбе взрослого: открывает, вынимает, кладет, закрывает, катает, складывает и т. п. У малыша появляется интерес не только к извлечению содержимого из емкостей, но и, наоборот, к складыванию чего-то во что-то. Ощупывает игрушки, предметы, людей.

Мелкие предметы ребенок захватывает двумя пальцами (большим и боковой поверхностью указательного — «полупинцетом»).

Если ранее у малыша предметы и игрушки случайно выпадали из рук, когда он видел что-то более интересное, то теперь ребенок целенаправленно роняет игрушки, изучая, как они падают, и превращая это занятие в веселую игру.

Общие движения. В положении лежа на животе переворачивается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад, переворачивается с живота на спину, при этом тазовый пояс вращается относительно плечевого пояса. Активно ползает на животе. Из положения на животе встает на четвереньки, при этом может раскачиваться вперед-назад. Из этого положения может высоко поднимать одну руку, чтобы достать предмет или игрушку. Устойчиво сидит без поддержки и не падает, когда тянется за игрушкой в сторону. Может из положения сидя встать на четвереньки. Может, подтягиваясь за опору (решетку кровати), вставать на ножки.

Понимание речи. При произнесении названия предмета или имени человека поворачивается в сторону расположения названного объекта.

Всегда адекватно понимает просьбу «дай». Находит и подает знакомые предметы. Выполняет по просьбе взрослого разученные ранее движения (ладушки). Знает свое имя и поворачивается на зов, при этом не реагирует на чужое имя.

Подготовительный этап развития активной речи. Повышается выразительность речи ребенка. Он произносит серии одинаковых слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», которые можно понимать как первые отдельные слова.

Ребенок пытается воспроизводить новые слоги, отсутствующие в его «лексиконе», повторяя за взрослым и подражая ему.

Обычно малыш дружелюбен и общителен. Он понимает некоторые слова и выполняет ранее разученные действия. Ребенок пытается подражать интонации и выражению лица говорящего взрослого. Свое настроение отражает изменением интонации, громкости произносимых звуков.

Научившись передвигаться, малыш становится более самостоятельным.

Однако при нахождении в незнакомой обстановке вне своего дома любознательность его несколько уменьшается. Здесь он более робок и насторожен и если осмеливается самостоятельно передвигаться, то только держась за маму или в непосредственной близости от нее.

ВОСПИТАНИЕ

Малышу на десятом месяце необходимо разнообразие не только игрушек и игр, но и обстановки. По этой причине обязательно берите ребенка с собой на улицу, в гости, в магазин. Это очень важно для него.

В процессе игры, если малыш пытается что-то сделать и у него не получается, не бросайтесь сразу ему на помощь. Пусть он совершит несколько, хоть и неудачных, попыток. Ведь в этот момент он учится самостоятельно решать возникшие перед ним задачи. Но и допускать разочарования тоже не стоит, чтобы не сформировать у ребенка неуверенность в своих силах. Как только вы видите, что у малыша заканчивается терпение и он начинает сердиться, помогите ему тихонько и по возможности незаметно либо спокойно объясните, как и что нужно сделать, а также дайте ему возможность еще раз попробовать.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Теперь манеж можно использовать не только как ограничитель передвижений малыша. Опустив одну из его стенок, можно получить удобное пространство (что-то вроде футбольных ворот), в которое ребенок будет бросать игрушки с небольшого расстояния. Кроме того, малыш может учиться заползать на получившуюся небольшую ступеньку и сползать с нее.

Как ни странно, но довольно полезно позволять ребенку рвать бумагу. Это способствует развитию движений кисти в лучезапястном суставе, формированию «пинцетного» захвата мелких предметов и другой мелкой моторике кисти. Предоставьте ребенку такую возможность, дав ему на «разрывание» старые журналы, книги, тетрадки, обои, оберточную бумагу. Только будьте предельно внимательны, поскольку малыш может оторванные кусочки засовывать в рот, а не отбрасывать в сторону.

Продолжайте играть с ребенком в кубики. Ему уже может понравиться водружать один кубик на другой. В последующем карапуз может поместить сверху и третий кубик. При этом ребенок все время будет разрушать полученное сооружение.

На этом этапе можно также знакомить малыша с разноцветными кубиками (например, с кубиками Никитиных или даже с кубиками Зайцева). Конечно, в этом возрасте карапуз не будет складывать из них узоры или слова. Но кубики Никитиных будут развивать у него чувство цвета, поскольку имеют стороны разных цветов, а кубики Зайцева сформируют понятие о размере, тяжести и звучании, поскольку они отличаются по величине, весу и издаваемому звуку, а не только по цвету. Вари­анты этих кубиков можно прибрести в магазине, но можно сделать и самим.

Поскольку малышу становится интересно вкладывать один предмет в другой, дайте ему поиграть в матрешки или стаканчики, вкладывающиеся друг в друга. Но при этом ребенку нужна помощь, поскольку он еще не совсем понимает, что можно вложить лишь меньший предмет в больший, а не наоборот.

Как вариант предыдущей игры, но с элементами развития осязания, можно сделать для малыша чудо-кубик, обклеив его изнутри различными материалами, каждая сторона которого будет отличаться по текстуре: мешковина, мех, глянцевая бумага, велюр, шелк, трикотаж. На некоторых сторонах кубика (например, двух противоположных) проделать отверстия, чтобы малыш свободно мог засунуть туда пальчик и, не видя материала, ощутить их различие на ощупь.

Для формирования понятия пространственного расположения объектов полезно класть игрушку в прозрачную пластмассовую коробку. Малыш будет учиться доставать игрушку не сквозь прозрачную стенку коробки, а сверху. Затем можно усложнить игру, накрыв коробку прозрачной крышкой.

Для постепенного приучения малыша к временному отсутствию родителей продолжайте играть в прятки. Сначала вы прятали под одеяло только голову. Теперь можно полностью спрятаться под одеяло или за одеяло. Постепенно еще больше усложняйте игру, прячась в пределах комнаты, а в последующем — и за ее пределами. Таким образом малыш будет постепенно привыкать к кратковременному исчезновению мамы и узнает, что мама в конце концов снова появится.

Для развития звуковых ориентировочных реакций можно воспользоваться другим вариантом игры в прятки. Спрячьте под одеяло или даже под подушку громко тикающие часы или включенный радиоприемник. Пусть малыш по звуку сам отыщет их.

Поскольку ребенок на десятом месяце очень любит подражать взрослым, то полезно играть с ним в игру «Делай, как я». Выполняйте простые движения (поднимайте и опускайте руки, хлопайте в ладоши, стучите руками по коленкам и т. д.), и пусть малыш повторяет за вами. Обязательно поясняйте ребенку все, что вы делаете, и хвалите малыша при правильном копировании.

На этом этапе уже можно дать карапузу толстые цветные мелки или карандаши и показать, как ими можно рисовать на бумаге, доске, асфальте, стене. В доме можно использовать специальную магнитную доску для рисования, если вы опасаетесь за сохранность обоев, полов и мебели.

Питание

Количество кормлений преимущественно составляет 5 раз в сутки с интервалом в 4–4,5 ч.

Основные продукты питания уже введены в рацион ребенка. Теперь постепенно увеличивается количество потребляемых продуктов. Количество потребляемого в день фруктового сока на десятом месяце возрастает до 80 мл, фруктового пюре или цельных мягких фруктов — до 80 г, овощного пюре или цельных вареных овощей — до 180 г, молочных каш — до 180 г, мясного пюре — до 50 г, сливочного масла — до 5 г. Остальные продукты остаются в том же количестве: 40 г творога, половина желтка, 200 мл кефира или других молочных или кисломолочных продуктов, 5 г пшеничного хлеба, 5 г сухарей или печенья, 5 г растительного масла в сутки.

Прививки

В десять месяцев плановые вакцинации не проводятся.

Посещение врача

В этот период специального посещения врача не требуется.

Итоги десятого месяца

К концу десятого месяца малыш значительно преуспел в скорости передвижения. Он очень энергичен и расторопен. У него появился особый интерес к игре в догонялки, особенно если взрослые при этом восторгаются им. А вот если в центре внимания оказался другой карапуз, ребенок может очень расстроиться и даже расплакаться.

Малыш уже успешно справляется с простыми задачами, хорошо запоминает текущие события. Он понимает значение многих слов и даже может выполнять несложные команды. У ребенка расширяется своеобразный словарный запас, поскольку некоторые простейшие слова он произносит уместно ситуации.