11 месяц жизни ребенка: физическое развитие, психическое развитие, питание, прививки, посещение врач

11 месяц жизни ребенка

Малыш все лучше и лучше понимает речь. В речевом потоке взрослых он учится понимать отдельные слова и предложения. Ребенок начинает проявлять интерес к значению тех или иных слов.

Постепенно изменяется и характер игры малыша.

Физическое развитие

В десять месяцев масса ребенка в среднем составляет 9900 г, увеличение массы тела за одиннадцатый месяц — 400 г, а прибавка массы тела за одиннадцать месяцев жизни — 6800 г.

В десять месяцев длина тела ребенка примерно равна 72–76 см, прирост за одиннадцатый месяц — 1,5 см, а прибавка длины тела за одиннадцать месяцев жизни — 23,5 см.

Окружность грудной клетки у малыша в десять месяцев — 45,5 см. За одиннадцатый месяц она увеличивается на 1,25–1,3 см, за одиннадцать месяцев — на 13,75–14,3 см.

Окружность головы в среднем у десятимесячного ребенка равна 44–45 см. За одиннадцатый месяц она увеличивается примерно на 1 см, за одиннадцать месяцев жизни — соответственно на 11 см.

К концу месяца у ребенка может быть уже семь зубов.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

На этом этапе малыш быстро садится без посторонней помощи, устойчиво сидит с прямой спиной и выпрямленными ногами. В такой позе ребенок может довольно продолжительно играть, не теряя равновесия. Он продолжает активно передвигаться, ползая на четвереньках, вставая у опоры и проходя вдоль нее приставным шагом, опираясь на пол всей стопой.

У многих малышей ползание — основной вид передвижения в одиннадцать месяцев. Однако бывают и такие детки, которые в этом возрасте лучше ходят, чем ползают. Не следует слишком беспокоиться по этому поводу. Малыш в любом случае научится и ползать, и ходить — всему свое время. И не стоит для стимуляции хождения использовать ходунки. В качестве игрушки они годны. Но в качестве постоянного нахождения в них ребенка — ни в коем случае, поскольку такой неестественный переход в вертикальное положение может пагубно сказаться на осанке малыша и правильности формирования костно-мышечной системы.

На этом этапе также продолжает совершенствоваться функция руки, формируется «пинцетный» захват пальцами рук.

Бросая игрушки, малыш получает огромное удовольствие как от звука падающей игрушки, так и от возможности влиять на траекторию ее полета.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Становятся более разнообразными речевые инструкции к упражнениям. Очень важно обеспечить правильность выполнения каждого упражнения и точность выполняемых движений. Некоторые ранее пассивные упражнения уже выполняются ребенком самостоятельно по речевой инструкции взрослого. Для выполнения упражнений дополнительно к кольцам можно вводить гимнастическую детскую палочку.

Гимнастика. В этом возрасте можно выполнять следующие упражнения.

  • Сгибание и разгибание рук. Может выполняться в положении малыша сидя или стоя с использованием колец. Взрослый дает малышу в руки кольца и сам держится за них, попеременно сгибая и разгибая руки ребенка в локтевых и плечевых суставах. Упражнение повторяется 6–8 раз.
  • Круговые движения руками с кольцами. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Седьмой месяц». Только при этом малыш держит не большие пальцы рук взрослого, а кольца.
  • «Вис» на руках при поддержке за руки взрослого или кольца. Выполняется при исходном положении малыша стоя. Взрослый берет ребенка за ручки таким образом, чтобы он обхватил большие пальцы взрослого своими ладошками. Затем аккуратно приподнимает малыша за руки, чтобы ножки немного оторвались от поверхности, на которой он стоял. Упражнение выполняется 2–3 раза. В последующем его можно усложнить, поднимая малыша за кольца (или детскую гимнастическую палочку), которые ребенок будет держать в руках.
  • «Велосипед» ногами. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц».
  • Шаги при поддержке за руки. Техника выполнения описана в пункте «Физическое воспитание» подраздела «Физическое развитие» раздела «Пятый месяц», только малыша поддерживают не под мышки, а за ручки.
  • Повороты туловища. На этом этапе упражнение выполняется без помощи взрослого, а только по речевой инструкции. Для побуждения малыша к действию можно использовать игрушку. Повороты выполняются как со спины на живот, так и с живота на спину, вправо и влево.
  • Наклоны туловища. Выполняются из положения малыша стоя. При этом его ставят на устойчивую поверхность, например стол, и прислоняют спиной ко взрослому. Взрослый обхватывает колени малыша и прижимает к себе левой рукой, а правой поддерживает под живот. У ног ребенка кладется игрушка, и ему предлагается нагнуться и достать ее, а затем выпрямиться. Упражнение повторяется 2–3 раза.
  • Поднимание выпрямленных ног. Исходное положение малыша — лежа на спине. Взрослый держит на высоте выпрямленных в вертикальном положении ног ребенка детскую гимнастическую палочку или игрушку. Малышу сначала показывают, как правильно ножками дотянуться до палочки, и помогают ему руками. В последующем необходимо стимулировать ребенка выполнять упражнение самостоятельно по речевой инструкции. Упражнение выполняется 2–3 раза.
  • Присаживание. Выполняется из исходного положения малыша лежа на спине, взрослый фиксирует руками ноги ребенка на уровне голеней ниже коленных суставов (слегка прижимает ноги к поверхности, на которой лежит ребенок), и малышу предлагается сесть. Упражнение выполняется 2–3 раза.
  • Приседания. Выполняются из положения малыша стоя лицом ко взрослому. Ребенка немного придерживают за ручки и предлагают присесть. Упражнение выполняется 2–3 раза. В последующем его можно усложнить, предложив ребенку держаться ручками за кольца или за детскую гимнастическую палочку. Еще позже малыша можно придерживать только за одну руку.
  • Напряженные выгибания на коленях взрослого. Исходное положение малыша — лежа на животе на коленях у взрослого. При этом взрослый поддерживает малыша рукой за стопы и нижние части голеней. В таком положении голова ребенка отклоняется рефлекторно назад и происходит разгибание позвоночника.

Массаж. Если ранее массаж являлся составной частью комплекса занятий по физическому воспитанию ребенка, то с этого возраста уже можно разделить массаж и гимнастические упражнения. Занятия физической культурой, то есть гимнастикой, можно проводить утром, а комплекс массажа — вечером. Причем уже не обязательно выполнять массаж ежедневно. Выполнив курс массажа в течение 10 дней, можно этим и ограничиться. Однако предварительно необходимо проконсультироваться с педиатром.

Закаливание. Выполняются закаливающие мероприятия, к которым ребенок адаптирован в предыдущие месяцы. Для прогулок на свежем воздухе уже можно приобретать прогулочную коляску, в которой малыш сможет не только лежать, но и надежно сидеть (при этом его следует закрепить ремнями безопасности).

Примерный комплекс упражнений. Средняя продолжительность комплекса составляет 8–10 мин. Упражнения выполняются преимущественно по речевой инструкции взрослого примерно в такой последовательности.

  1. Сгибание и разгибание рук, «боксирование».
  2. Шаги при поддержке за руки.
  3. Повороты туловища вправо, влево.
  4. «Вис» на руках при поддержке за руки взрослого или кольца.
  5. Наклоны и выпрямления туловища с прямыми ногами (не сгибать в коленях).
  6. Поочередное поднимание выпрямленных ног до палочки (ладони, игрушки).
  7. Приседания при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч (можно с палочкой).
  8. Выгибание спины на коленях взрослого.
  9. Круговые движения руками.
  10. Приседания при поддержке за одну руку.

Нервно-психическое развитие

Сон. Общая продолжительность сна в большинстве случаев составляет 16,5 ч в сутки. Малыш спит длительно в течение ночи и 2 раза днем.

Зрительные ориентировочные реакции. Ребенок радуется новым зрительным образам.

Малыш пробует повторять простейшие жесты взрослых, например «пока-пока».

Слуховые ориентировочные реакции. Выполняет движения по просьбе взрослого: хлопает в ладоши, стучит. Уверенно находит глазами источник звука, даже если он располагается за его спиной, при этом малыш поворачивается.

Эмоции. Увидев что-то смешное, он начинает веселиться и хохотать.

Движения руки и действия с предметами. Постепенно овладевает новыми действиями: ставит кубики друг на друга, надевает и снимает кольца, бросает игрушки. Выполняет эти действия по просьбе взрослого. Сначала некоторое время играет с игрушкой, а затем тянет ее в рот. Манипулирует двумя игрушками сразу (по одной в каждой руке).

Общие движения. Малыш умеет садиться из положения на четвереньках. Уверенно встает, держась за опору. Чтобы встать, подтягивается на руках, привстает на одно колено. Ребенок самостоятельно устойчиво стоит.

Стоя и держась за опору, раскачивается, переступает с одной ноги на другую, поворачивается и тянется одной рукой за игрушкой. Пытается делать первые шаги без какой-либо помощи (без опоры или взрослого). Держась за опору, присаживается. Влезает на кресло и слезает с него.

Понимание речи. У ребенка появляется способность к обобщению.

Малыш может по просьбе взрослого найти сходные предметы — собрать все машинки, всех кукол, все кубики.

Подготовительный этап развития активной речи. Тараторит короткие слоги. Изображая отрицательный ответ, вертит головой в стороны. При многократном повторении слогов малыш может воспроизвести их вслед за взрослым. Такое общение ребенка со взрослым приравнивается к диалогу.

ОБЩЕНИЕ

Признаком хорошего расположения малыша ко взрослым является протягивание игрушки. Ребенок постоянно стремится быть в центре событий.

Карапуз все больше интересуется названиями предметов. Он хорошо понимает некоторые жесты: «пока-пока», «иди сюда», «нельзя» и др. Может сам использовать жесты, особенно указывающий. Смотрит на предмет, о котором говорит взрослый. Достает из емкости (коробки, корзины) предметы и игрушки и может складывать их обратно. Любит прятаться сам, ожидая реакции на это взрослого, радуется, когда его находят. Также любит искать предметы. Находит спрятанную игрушку, если ее прятали у него на глазах. Запоминает расположение предметов, которые на непродолжительное время пропадали из его поля зрения. Может подолгу наблюдать за действиями взрослых.

ВОСПИТАНИЕ

У ребенка вырабатывается умение собирать мелкие предметы, поэтому в арсенале игрушек должны появиться крупные бусины и пуговицы, палочки, небольшие кубики.

Нужны также коробки и ящики, куда эти предметы можно было бы складывать. Необходимо показать, как рассыпать и собрать предметы.

Можно также надевать бусы, браслеты, кольца как на свою руку или на руку малыша, так и на палочки. Так формируется навык надевания чего-то на что-то, то есть точного попадания в отверстие. По этой причине среди игрушек должна появиться пирамидка с кольцами, разнообразные браслеты, прочные, нервущиеся бусы.

Совершенствуется умение производить с предметами присущие для них действия: мяч — бросать, книгу — листать, молотком — стучать, погремушкой — трясти.

Необходимо развивать у ребенка такое же отношение к куклам и игрушечным зверюшкам, как к живым существам. По этой причине самим нужно относиться к этим игрушкам соответствующим образом, разговаривать с ними, как с живыми существами и членами семьи.

Кроме того, наступило время всерьез заняться чтением книг. Они должны быть с прочными страницами, чтобы ребенок сам мог их переворачивать и не порвать при этом, с яркими рисунками и интересным содержанием, соответствующим возрасту малыша. Сначала стоит дать ему поиграть с книгой, как с обычной игрушкой. И только после тщательного ознакомления с ней малыш сможет приступить к прослушиванию содержания. Лучше показывать ребенку книги с изображением знакомых предметов. А во время чтения садиться таким образом, чтобы он мог видеть и ваше лицо, и картинки в книге.

И не забывайте о движении. Поскольку малыш стал понемногу ходить, позволяйте ему иногда это делать — иногда босиком или в носочках. Желательно, чтобы ребенок мог ходить по разной поверхности: гладкому полу, резиновому коврику, мягкому ковру. А если позволяют погодные условия, то и по песку, траве, земле.

Это очень полезное мероприятие для формирования тактильной чувствительности, правильно формирования стопы и с точки зрения закаливания. Но не стоит забывать и об обуви. Она должна быть удобной, с жесткой пяткой, физиологической подошвой, из натуральных материалов и соответствовать размеру ножки ребенка.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Наденьте малышу на руку куклу, пусть он поиграет с ней. Объясните ему, как можно заставить куклу двигаться.

Пополните арсенал игрушек ребенка такими, которыми можно управлять (машинка с ручкой, коляска, заводная игрушка).

Продолжайте играть с малышом в мяч. Теперь его можно научить «отбивать» мяч не только руками, но и ногами.

Насыпьте в пластиковые мисочки какие-нибудь сыпучие продукты (мелкие крекеры, рисовые шарики, кукурузные хлопья) и покажите малышу, как их можно пересыпать из одной мисочки в другую. В такую игру можно играть за обеденным столом.

В ванной же можно дать ребенку игрушечную лейку и ведерко и показать, как переливать воду. Малышам очень нравятся такие игры.

Можно насыпать на стол муку тонким слоем и рисовать пальцем на ней узоры. Сначала нарисуйте простую фигуру сами, а затем дайте попробовать малышу. Пусть он оставит на столе отпечатки своих ладошек.

Питание

Количество кормлений сохраняется около 5 раз в сутки с интервалом в 4–4,5 ч.

На одиннадцатом месяце увеличивается количество потребляемых в сутки фруктовых соков — до 90 мл, фруктового пюре или фруктов — до 90 г, творога — до 50 г, овощного пюре — до 200 г, молочной каши — до 200 г, мясного пюре — до 60 г, молочных продуктов (кефир, йогурт) — до 400 мл, пшеничного хлеба — до 10 г, печенья и сухарей — до 10 г, растительного и сливочного масла — до 6 г каждого. В том же количестве, что и в прошлом месяце, остается желток — половина.

Прививки

В одиннадцать месяцев плановые вакцинации не проводятся.

Посещение врача

В этот срок специального посещения врача не требуется.

Итоги одиннадцатого месяца

Малыш стал значительно лучше понимать речь. Наряду с этим развились речевые способности самого ребенка. Хотя у него еще нет в запасе правильных слов, он уже может довольно продуктивно пообщаться с помощью «лепета» и нескольких слов-обозначений, появившихся в его речевом арсенале. Ребенок стал более общительным. Незнакомые люди его уже не пугают, как в предыдущие месяцы. Малышу нравится находиться в центре внимания, и он довольно активно этого добивается. Также важным является появление у ребенка чувства юмора.

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru