3 месяц жизни ребенка: физическое развитие, психическое развитие, питание, прививки, посещение врача

3 месяц жизни ребенка

Третий месяц жизни ребенка более интересный по сравнению с двумя предыдущими.

К тому же родители и ребенок лучше понимают друг друга, что значительно облегчает общение.

На третьем месяце жизни совершенствуются зрительные и слуховые способности малыша. Постепенно он становится более восприимчивым к тихим и слабоинтенсивным звукам. Кроме того, развиваются осязательные способности ребенка. Он учится различать ладошкой на ощупь разнообразные предметы: теплые и холодные, мягкие и твердые. Малыш пытается произносить звуки и очень радуется, когда к нему в этом занятии присоединяются взрослые.

Физическое развитие

В два месяца масса ребенка в среднем составляет 4900 г, нарастание массы тела за третий месяц должно быть равно 800 г, а прибавка ее за три месяца жизни — соответственно 2200 г.

В два месяца длина тела ребенка примерно равна 56–60 см, прибавка длины тела за третий месяц — 2,5 см, а прирост ее за три месяца жизни — 8,5 см.

Окружность грудной клетки у малыша в два месяца — 35,5 см. За третий месяц она должна увеличиться на 1,25–1,3 см, за три месяца — на 3,75–3,9 см.

Окружность головы в среднем у двухмесячного ребенка равна 36–37 см. За третий месяц она должна возрасти примерно на 1 см, за три месяца жизни — соответственно на 3 см.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

У трехмесячного ребенка сохраняются рефлексы новорожденного, но к концу третьего месяца они начинают постепенно ослабевать. Исчезает шагательный рефлекс.

При укладывании малыша на живот он лежит с упором на предплечья, ручки уже выдвигает вперед до уровня лица, а не подтягивает под грудь, как раньше. Ноги и таз уже чаще лежат на поверхности, а не приподняты над ней, но все еще сохраняется тенденция к сгибанию ножек в коленных и тазобедренных суставах. Кроме того, в положении лежа на животе ребенок удерживает приподнятой головку более 10 с. При этом она еще может покачиваться из стороны в сторону. Если попытаться осторожно подтянуть за ручки малыша из положения лежа на спине в положение полусидя, то он может удерживать головку около 5 с, а потом она запрокидывается назад.

Пассивные движения уже встречают меньшее сопротивление. Кулачок постепенно разжимается, ладошка становится открытой.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основы физического воспитания на третьем месяце жизни аналогичны предыдущим и направлены на уменьшение повышенного тонуса мускулатуры малыша. Комплекс занятий с ребенком остается прежним. Можно немного увеличить длительность каждого упражнения. Интенсивность массажа сохраняется на том же уровне в виде поглаживания и легкого растирания. Закаливающие процедуры аналогичны таковым в двухмесячном возрасте. Если ребенка начали учить плаванию, то наступила пора для второго периода этого обучения. Плавательные движения выполняются «на суше» и в воде. Вводятся новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Не следует забывать предварительно консультироваться с педиатром и инструктором по плаванию.

Нервно-психическое развитие

Сон. Примерная общая продолжительность сна малыша на третьем месяце жизни составляет 20,5 ч. Дневной сон осуществляется в 4 приема. Длительность ночного сна постепенно увеличивается.

Зрительные ориентировочные реакции. Малыш третьего месяца жизни уже может сосредоточить взгляд, находясь в вертикальном положении, на лице разговаривающего с ним человека, на игрушке. Он с интересом рассматривает предметы, находящиеся в комнате, свои ручки, игрушки, которые держит в руке.

Малыш следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20–80 см. Внимательно следя глазами за перемещением взрослого по комнате, он одновременно поворачивает и голову. Если же взрослый при этом выходит из комнаты, малыш может даже расстроиться и заплакать. Находясь в спокойном, сосредоточенном состоянии, он может рассматривать контрастные предметы и на довольно большом расстоянии — до 5–6 м. Это могут быть контрастные узоры на стенах, люстра, растения. Лучше всего малыши различают темные объекты с четкими контурами на белом фоне.

Слуховые ориентировочные реакции. Ребенок совершает ищущие движения головой при появлении звуков. Малыш замирает при обнаружении на фоне звучащих нового звука.

Ребенок прислушивается к музыке.Издает звуки в ответ на обращение к нему, услышав музыку.

Эмоции. Ребенок постепенно становится более разнообразным в проявлении своих чувств и эмоций.

Он явно радуется и оживляется при проявлении внимания к нему, улыбается в ответ на разговор, улыбку, общение.

Движения руки и действия с предметами. Активно двигая ручками во время бодрствования, ребенок случайно наталкивается на игрушки, расположенные в кровати или низко висящие на уровне груди. Он пытается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, но у него это не всегда получается.

Лежа на спине, малыш подносит ручки ко рту, с удовольствием сосет большой палец. Может захватывать игрушку или предмет, который касается ладони или пальцев рук. Находясь на руках у взрослого, малыш довольно сильно хватает его за волосы и одежду.

Захватив в руку какой-то объект, карапуз какое-то время удерживает его в руке, а не роняет, как прежде.

Ребенок сжимает и разжимает пальчики, если в руку попадают мягкие предметы (ткань, одеяльце, бумага). С интересом наблюдает за движением своей руки. Малыш хватает одну руку другой, может держать в ладошке 1–2 пальца другой руки или даже весь кулачок.

Общие движения. Лежа на спине, ребенок уже самостоятельно удерживает голову по срединной линии тела. Несколько минут он может лежать на животе, подняв голову на 45° и опираясь на ручки, хотя и немного неустойчиво. Кроме того, малыш уже довольно хорошо удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого.

Таким образом, мышцы шеи ребенка настолько окрепли, что малыш может самостоятельно удерживать голову, находясь в любом положении, правда еще в течение непродолжительного времени.

Он крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, когда его поддерживают под мышки.

Подготовительный этап развития активной речи. Малыш произносит отдельные звуки. Они становятся более громкими и протяжными, он долго тянет гласные звуки: «эйге-е», «ба-а-а».

Ребенок пробует, какие еще звуки можно произнести при помощи рта и языка, как громко это можно сделать и как взрослые на это реагируют.

Отчетливо дифференцируются различные типы крика малыша (призывный, голодный, болевой и т. п.).

ОБЩЕНИЕ

С малышом теперь все интереснее и интереснее. Его поведение постепенно становится осмысленным. Он активно всем улыбается, смотрит в глаза, поддерживает зрительный контакт, прислушивается к голосу, пытается произносить звуки, кряхтит в ответ на улыбку и голос взрослого.

Все четче дифференцируется плач и поведение ребенка. По разнообразной интонации и мимике малыша можно вполне догадаться о его намерениях. Во время хныканья и плача ребенок делает паузы, ожидая ответной реакции взрослого. Если не последовало то, чего хочет малыш, плач становится более настойчивым.

ВОСПИТАНИЕ

Когда ребенок не спит, то лучше усаживать его в специальное креслице-шезлонг в полулежачем положении. В таком положении он сможет лучше видеть окружающие предметы и происходящее вокруг, а нагрузка на неокрепший позвоночник минимальна. Креслице можно периодически поворачивать и переставлять в разные места комнаты, переносить из комнаты в комнату. Таким образом, будет удобно маме и веселее малышу.

Играя с малышом, попробуйте подражать звукам, которые он произносит. При этом смотрите ему прямо в глаза. Может получиться довольно занимательная и веселая «беседа».

Разучите несколько несложных детских песенок и напевайте их во время ухаживания за ребенком: кормления, переодевания, купания.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Наденьте куклу себе на руку (специальную пальчиковую куклу можно приобрести в магазине или сделать самим) и перемещайте ее в разных направлениях относительно малыша: вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад, по кругу. Можно потанцевать куклой, развеселив малыша.

Наденьте малышу яркие браслеты-манжеты на ручки. Он с удовольствием будет их рассматривать и изучать свои руки. Хорошо, если при движении они будут издавать звуки.

Вложите в руку малыша игрушку-пищалку. Покажите при этом, как она пищит. Ребенку очень понравится, когда она запищит у него в руке. Аналогичные действия можно производить и с погремушкой.

Возьмите малыша на руки и, напевая песенку, поднимите его вверх, потом вниз, пройдите с ним вперед, затем назад, медленно покружитесь. Желательно, чтобы эти движения сопровождались соответствующими словами песенки.

Подносите ребенка к зеркалу, чтобы он мог хорошенько рассмотреть себя, дотронуться до своего изображения, улыбнуться ему, погримасничать.

Положите малыша животиком вниз на специальный мяч для фитнеса. Осторожно покачайте его, придерживая ребенка за бока.

Питание

На третьем месяце количество кормлений в среднем равно шести в сутки с интервалом в 3,5 ч. Постепенно начинают вводить прикорм.

В возрасте 2,5–3 месяцев в качестве прикорма можно добавить в рацион малыша соки. Начинать необходимо с соков из одного фрукта и только после привыкания к нему можно вводить сок из другого фрукта.

После адаптации к нескольким видам фруктов возможно применение смешанных соков. Лучше использовать свежеприготовленные соки, предварительно разведя их кипяченой водой практически наполовину.

В наших условиях оптимальным вариантом является яблочный сок. Приготовить сок можно и без использования соковыжималки. Для этого достаточно натереть на мелкой терке фрукт, например яблоко, и просто набрать сок ложкой, немного надавив на яблочную массу.

Прививки

В три месяца проводится вакцинация против коклюша, дифтерии и столбняка — АКДС-1. Одновременно производится вакцинация против полиомиелита — ИПВ-1 (ОПВ-1). Следует иметь в виду, что полная вакцинация как АКДС, так и ИПВ про­изводится трехкратно с интервалом в 45 дней.

Посещение врача

В три месяца обязательно посещение врача. При этом малыша взвешивают, выполняют антропометрические измерения, оценку физического, нервно-психического развития, состояния здоровья ребенка. Выполняется вакцинация.

Итоги третьего месяца

К концу третьего месяца заканчивается период адаптации малыша и родителей друг к другу.

Они уже научились сосуществовать вместе. Режим дня полностью изменен в соответствии с потребностями малыша и более организован. У ребенка сформировалось основное качество по отношению к своим родителям — доверие. Родители же, в свою очередь, понимают язык собственного ребенка и могут адекватно отвечать на его запросы.

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru